<<
>>

ГОСУДАРСТВО


— основной инсти-тут политической системы, наделен-ный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества.
Г. является основным источником политической власти и использует ее от имени все-го общества. Основное отличие Г. от других политических институтов за-ключается в том, что, обладая вер-ховным правом на законодательную власть, оно подчиняет своим полити-ческим интересам деятельность всех государственных политических уч-реждений и проводит через них свою политику. Деление власти на зако-нодательную, исполнительную и судебную является основным прин-ципом организации политической власти в большинстве современных демократических Г. Этот принцип, сформулированный Монтескье, был реализован в "Декларации прав человека и гражданина 1789": "В любом обществе, где не гарантированы права личности и не определены принципы разделения властей, нет конституции" (статья 16). Каждая ветвь власти действует в строго опре-деленном правовом поле, не допуская превышения полномочий и вторжения в сферу деятельности другой. При этом каждая ветвь госу-дарственной власти обладает само-стоятельностью и не допускает какого бы то ни было прямого или косвенного вмешательства со стороны высокопоставленных государственных чиновников. Правительство является важнейшим элементом го-сударственной системы власти и обладает полнотой исполнительной власти. Оно выступает от имени Г., а его решения обязательны для ис-полнения всеми государственными политическими институтами, учреж-дениями и людьми. Однако власть правительства далеко не безгранична, оно несет ответственность за свою деятельность перед главой исполни-тельной власти (президент или премьер-министр), который в свою очередь действует на основании конституции и законов, принятых к исполнению высшим органом законодательной власти (парламент, национальная ас-самблея или дума). Другим важным элементом Г. является административная система,в которую входят различные организации (министерства, ведомства, госкомитеты, го-сударственные учреждения и др.), а также государственные органи-зации, обладающие относительной независимостью: государственные предприятия, центральные банки, органы контроля, главной задачей которых является управление эконо-мической, социальной и культурной сферами деятельности. Возрастание роли управленческих структур харак-терно в настоящее время для различных типов Г., а отношения, которые складываются между их руководителями и правительством или обществом, чрезвычайно важны для понимания роли Г. Руководители управленческих структур играют важную роль в политическом процессе, их мнение по ряду социально-экономических и политических проблем едва ли может быть проигнорировано правительством. Для сохранения государственного строя, поддержания общественного порядка, защиты прав граждан, раз-решения трудовых споров, охраны внешних границ и т. д. Г. необходи-мы соответствующие органы: армия, полиция, службы государственной безопасности и разведки, а также органы правосудия: суды, прокуратура и юстиция.
Не случайно в различ-ных теориях основным проявлением государственной власти является право принятия законов и исполь-зование легитимного принуждения как средства для их соблюдения. Г. незримо присутствует повсюду, а его влияние на гражданскую жизнь об-щества проявляется в различных формах. Г. может разрешать (инди-видуальное строительство, застрой-ку территории, охоту и т. д.), регла-ментировать обязанности (учреждая правила дорожного движения, хранения и использования оружия), запрещать деятельность (экстремистских, фашистских и иных организа-ций, преследующих цели разжигания национальной розни, распространения наркотиков, порнографии и т. д.), выступать арбитром последней ин-станции при разрешении различных споров вплоть до права на помило-вание, наконец, наказывать (за не-соблюдение правил общественного порядка штрафом или же заключе-нием в тюрьму — за различные виды уголовных преступлений). Важней-шим элементом Г. являются местные органы государственной власти, функции и полномочия которых ва-рьируются в различных социальных системах. В современных Г. местные органы власти не просто реализуют государственную политику на мес-тах, а обладают известной самостоятельностью в решении социально- политических проблем, формируют местные бюджеты, принимают реше-ния о благоустройстве территорий, за-нимаются проблемами образования, переобучения и трудоустройства населения, финансируют развитие со-циальной и культурной сферы, ока-зывают различные виды социальной помощи и т. д. Итак, правительство, органы государственного управле-ния, правоохранительные и судебные учреждения, армия, местные органы власти, депутаты различных уровней в совокупности представляют Г. Взаимоотношения между ними в системе политической власти определяют форму государственной системы. Эти государственные струк-туры являются носителями государственной власти, через их деятельность президенты, премьер-министры, высшие государственные должностные лица, судьи, руководители местных органов власти и др. осуществляют политическую власть. Система го-сударственной власти не является синонимом политической системы. Политическая система включает в себя различные учреждения, поли-тические партии, общественные и религиозные организации, профсою-зы, группы давления и т. д., которые играют важную роль в политическом процессе и влияют на функцио-нирование государственной системы. Многие из этих учреждений фор-мально не являются политическими, например церковь, средства массовой информации. Между тем воз-главляющие эти учреждения лица обладают достаточным влиянием, чтобы оказывать воздействие на по-литическую власть. Традиционно важнейшими функциями Г. власти являются функции охраны общест-венно-политического строя, поддер-жания правопорядка, соблюдения законов. Однако в настоящее время в индустриально развитых странах функции Г. существенно увеличи-лись в связи с возрастанием его роли в экономике и в социальной сфере. Увеличение государственных функций связано со стремлением обеспе-чить стабильное развитие экономики и избежать социальных конфликтов, способных дестабилизировать соци-ально-экономическую систему (рост безработицы, увеличение государ-ственных расходов, инфляционные процессы и т. д.). Г. активно дейст-вует и в социальной сфере: финанси-рует образование, здравоохранение, науку и культуру, проводит политику по сокращению уровня безработицы, оказывает помощь малообеспеченным слоям населения, определяет характер взаимоотношений между работодателями и наемными работ-никами и т. д. Вмешательство Г. в экономику может быть как прямым, например в качестве разработчика стратегических целей развития, кон-тролирующего их осуществление, так и косвенным — в качестве коор-динатора, определяющего основные направления развития, но оставляющего за частными предприятиями право самим разрабатывать стра-тегию экономического развития и методы для ее реализации. Г. непо-средственно влияет на развитие эко-номики путем определения налогов, контроля финансовой сферы и вве-дения таможенных пошлин. Такое вмешательство Г. в экономику поз-воляет не допустить высоких темпов инфляции, избежать дефицита бюд-жета и отрицательного сальдо торговли с другими странами. Успешное выполнение этих задач позволяет Г. обеспечить стабильное развитие эко-номики и общества и эффективно решать социальные проблемы. Г. появилось из определенного типа об-щества и, поднявшись над ним как самостоятельная сила, отразило в себе стремление людей к созданию такого органа публичной власти, который бы ограничил бы единоличную власть вождя и способствовал бы примирению интересов всех слоев общества. С разложением родового строя для охраны прав собственности, регулирования взаимоотношений между людьми и защиты от внеш-них врагов потребовалось создать такой орган, который с добровольного согласия всех вершил правосудие и защищал права каждого человека. Такой силой стало Г. Поскольку Г. является продуктом исторического развития общества, то на нем, есте-ственно, лежит отпечаток характерных национальных и культурных черт народа, его традиций, обычаев и гражданских норм, отражающихся в морали, праве, политических взглядах. "Государство является таким, каким мы его заслуживаем" (Бурдье). В зависимости от механиз-ма обретения власти ее субъектом выделяют такие типы государственного правления, как монархия и рес-публика, основанные соответственно на механизме наследования власти и механизме легитимных избирательных процедур. В зависимости от способа решения национального вопроса выделяют такие формы государственного устройства, как унитарную и федеративную (конфедеративную). По критерию политического режима Г. могут быть либо демократическими, либо авторитарными. При демо-кратической форме политического устройства формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщего избирательного права. Участие граждан в полити-ческой жизни может быть прямым, например участие в референдуме, когда государственное решение при-нимается с учетом мнения граждан страны, или косвенным — выборы президента, представителей в высшие и местные органы власти. Де-мократическое Г. обеспечивает ре-альное равенство граждан перед законом: они несут ответственность за свои действия независимо от соци-ального положения. Граждане поль-зуются полнотой гражданских прав и свобод, которые конституционно закреплены и гарантированы Г. Важнейшими из них являются право на свободное выражение полити-ческих взглядов, право на объедине-ние в политические партии, право выбора места жительства, свобода слова, печати и вероисповедания и т. д. Основным принципом осуще-ствления власти является разделе-ние властей, который препятствует злоупотреблениями властью одной из них. В авторитарном Г., несмотря на формальное признание за инди-видом гражданских прав и свобод, они по существу не соблюдаются и ущемляются Г., которое не обеспе-чивает реального равенства людей перед законом. Вся система государ-ственной власти находится под кон-тролем политической партии или главы Г., деятельность которых выведена за рамки права. Сконцентри-рованная в их руках государственная власть настолько велика, что все государственные структуры действу-ют в соответствии с принимаемыми ими решениями, даже если эти решения противоречат логике права. Авторитарное Г. подавляет инако-мыслие, свободу слова, печати, огра-ничивает права личности на выбор места жительства, преследует за по-литические убеждения, запрещает деятельность оппозиционных партий и т. д. В 20 в. появляются новые формы авторитарной власти, такие, как фашизм и тоталитаризм. Впервые феномен тоталитарной власти был исследован Арендт в ее фунда-ментальном труде "Происхождение тоталитаризма". Основное отличие авторитарного Г. от тоталитарного заключается в том, что первое суще-ственно ограничивает свободу личности, тогда как последнее не допус-кает ее вообще. Арендт полагает, что тоталитарными явились нацистский режим в Германии и Советский Союз эпохи сталинизма. В последнее время понятие "тоталитаризм"широко используется по отношению к быв-шим коммунистическим режимам, существовавшим в странах Восточ-ной Европы, а "посттоталитаризм" — к Г., в которых эти режимы существо-вали раньше. (См. также Политика, Право).
В. С. Тарасов ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (1920— 1980) — американский социолог не-омарксистской ориентации. Предста-витель "радикальной социологии", предложил ее крайний вариант — "альтернативную социологию". Основные работы: "Надвигающийся кри-зис западной социологии" (1970); "Ди-алектика идеологии и технологии" (1976); "Будущее интеллигенции и ста-новление нового класса" (1979); "Два марксизма" (1980) и др. В 1950-е являлся сторонником структурно- функционального анализа, занимался исследованием бюрократических ор-ганизаций. Испытал влияние идеологов Франкфуртской школы, которое пытался преодолеть, в том числе опираясь на идеи Миллса. В 1960-е выступил с тотальной критикой всей западной социологии, особенно Пар- сонса. Исходил из того, что вся офи-циальная социология акцентирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюро-кратические структуры, стремящиеся к искусственному поддержанию равновесия в обществе, что блокирует любые импульсы к изменению. Между тем общество переживает воздействие достижений "третьей революции". По Г., Новое время оп-ределялось влиянием результатов "дуалистической революции" — ростом промышленности (индустриальная революция)и переустройством политической жизни (вызванным Французской революцией). Парал-лельно развертывалась "третья революция" — коммуникативная, начало которой было положено книгопеча-танием. Однако долгое время она находилась в тени политических и ин-дустриальных изменений, как бы была средством их осуществления. Отсюда ее определение как "невидимой революции". В настоящее же время возникновение "mass media" и массовое производство недорогих "продуктов культуры" вызвали, по Г., качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно ре-волюционизируя политическую сис-тему, подталкивая ее к реализации идеалов "прямой демократии" и по-родив "индустрию сознания", вызвавшую "символический взрыв". Суть "третьей революции" — изме- нения в видении. В связи с описанием этого процесса Г. пересматривает содержание введенного Миллсом понятия "аппарат культуры" (организа-ции и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп и общества их продукты). Г. разделяет функции создания и "доставки" публике культурных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием "аппарата культуры" остается лишь функция производства, и сам этот аппарат все больше изолируется от общества, замыкаясь в университетских, академических и т. д. институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникативного воздей-ствия. Творцы культуры (как носи-тели критического разума) все больше маргинализируются, становятся политически бессильными. Функция же"доставки" монополизируется "mass media" (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними "технократами", тесно связанными с политическими круга-ми и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, "поставляя ей надеж-ду", с другой. Этим целям служит и подконтрольная официальная со-циология, однако, согласно Г., это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки. Глубинное основание — заложенная в них "модель непрямого правления" буржуазии, которая постепенно передала ряд своих функций (прежде всего по производству сознания) исполни-телям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпевает парал-лельную эволюцию от "наказатель- но-централизованной" (основанной на подчинении иерархии, страхе на-казания как основе контроля и не имеющей стимулов к собственной автономной активности) к "пред-ставительной" (основанной на прин-ципах профессионализма, ответст-венности перед делом, а не перед вышестоящим, на корпоративном сотрудничестве и т. д. и почувство-вавшей свою автономную силу). Она стала воплощением "технического разума", технической рациональности, эффективной, но и опасной. Технократия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец трансцендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энтузиазма). Но она же претендует на монополию производства "видения мира", "обещает одновременно и слишком много, и слишком мало", деморализует активность людей "фак-тологической прозаичностью" ("ри-сует Бога серым"), т. е. по сути "умерщвляет культуру". Ей может противостоять социогуманитарная интеллигенция как новый класс, об-ладающий культурным капиталом и культурой критического дискурса. Средством завоевания господствующих позиций для нового класса должна, согласно Г., явиться "альтерна-тивная социология", осуществляющая тотальную критику западного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью "критической рефлексии" (отсюда иное название социологии Г. — "рефлексивная социология"). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризована как антисциен-тистская, основанная на принципах "участия" в общественной жизни и "вовлеченности" в реализацию соб-ственных проектов.
В. Л.Абушенко
ГОФМАН (Goffman) Ирвинг (1922— 1982) — американский социолог и психолог. Представитель символичес-кого интеракционизма, создал свою версию последнего — драматургическую социологию. Ученик Дж. Г. Ми-да. Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных ши-зофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные инсти-туты"). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера), а как задаваемое образом театраль-ной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия. Цент-ральное понятие концепции — "Я сам" как "маска", как представленный образ роли, т. е. человек берется в отвлечении от его "телесности", он здесь лишь предлог для предстоящего по "сценарию". Изначально он актер, уже предзаданный "профессионально", но еще относительно непред-сказуемый, "недооформленный" в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает "сцена" с имеющимся на ней "реквизитом". Резуль-тат постановки зависит прежде всего от характера "постановки" (сцена-рия, режиссеров и т. д.), с одной сто-роны, и поддержки (или неподдержки) действа "публикой". Публике в структурировании социального вза-имодействия Г. отводятся доминиру-ющие позиции в "драме", без нее нет театра. Причем актер может "пред-ставлять" как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе. Более того, он может стать публикой сам для себя, когда "я" разговаривает со "мной" или с "обобщенным другим". Его "игра" — это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Соци-альная (ролевая) дистанция у Г. — это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бескон-фликтно дискриминировать одну из них. В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитро-сплетениях жизни, теряя представ-ление об ориентациях и границах, или попадает в категорию психически больных. И наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дис-танцироваться от себя самого и зани-мать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность. Отсюда еще два по-нятия концепции Г.: "честный актер", т. е. не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; "циничный актер", который неидентичен роли и хорошо это осознает. "Честный" при этом не обязательно "хороший", а "циничный" — "плохой", эти поня-тия вводятся для описания рефлек-сивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально- нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной поста-новки рассматриваются Г. как вне-временные (константные), что не исключает их специфически куль-турной окраски и мастерства актеров, развертывающих "перформанс" (представление) жизни. Таким образом реализуется главная установка драматургической социологии — "изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них". (См. Симво-лический интеракционизм.)
В. Л.Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГОСУДАРСТВО:

  1. Раздел XIII. Основные институты таможенного дела и таможенного права государств — членов Содружества Независимых Государств
  2. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  3. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  4. 22. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
  5. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  6. 33. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  7. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО
  8. ГОСУДАРСТВО
  9. ГОСУДАРСТВО
  10. 20.4. Отказ в пользу государства
  11. 5. Возникновение государства
  12. § 1. Демократическое государство
  13. Сущность государства
  14. § 2. Федеративное государство
  15. 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ