<<
>>

ГОСУДАРСТВО


— «Государст-во» является основной категорией политики, одним из центральных и наиболее сложных общесоциологических вопросов. В его трактовке есть много подходов. Среди них можно особо выделить: апологети-ческий, нигилистический, максималистский, либерально-популистский и меритократический.
Апологетический подход (Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гегель и др.) выражается в понимании государства как наиболее совершенного, идеального института, высшей и всеобъемлющей формы социальной организации. В нигилистическом (анархисты, И.Фихте, Ф.Ницше, Н.А.Бердяев, К.Маркс и др.) государство трактуется как общественное зло, орудие человеческой несвободы, которое должно быть сразу или впоследствии, в будущем устранено. Максималистский связан с характеристикой государства как всесиль-ного средства в решении общественных задач (Мао-Цзедун, многие революционеры). Либерально-популистский — видит в любом государстве выражение воли народа, организацию порядка, за-щитника интересов личности (И. Кант, многие западные социо-логи и политологи). В меритокра- тическом — государство рассмат-ривается как средство рационального, совершенного руководства обществом со стороны элиты, вы-сокоодаренных, творчески мыслящих людей (М.Янг, Д.Белл и др.). Марксисты и их последователи определяют государство как орудие классовой власти, возникающее вместе с появлением час-тно-собственнического общества и классов. Близкую позицию вы-ражали также И. Фихте (государство — организация собственни-ков) и другие. Учитывая классово-политическую, а также определенную общечеловеческую стороны государства, последнее в его наиболее общем виде следует определять как аппарат власти для решения социально-политических задач. В этом определении фиксируется обязательная компонента всякого государства — аппарат власти, связанный с особым слоем государственных служащих, чиновников, отрядами вооруженных людей, карательными, разведывательными и другими органами. Здесь отмечается также, что кроме классово-поли-тических государство решает и
другие, социальные задачи. Исторически государство существует в различных формах, которые выража-ются в способе правления (абсолютная или конституционная монархия, парламентская или президентская республика), в устройстве государства (унитарном, федеративном, конфедеративном) и в политическом режиме (демократия, не-демокра- тия, тоталитаризм). С развитием общества, с ростом социальных про-блем роль государства, как правило, растет, увеличивается его воздействие на экономику, социальную сферу, культуру.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (335— ок. 394) — один из представителей патристики, писатель, богослов, церковный деятель, защитник хри-стианства от ереси ариан и аполли- нариев на Вселенских Соборах. Бо-гословие Григория Нисского сфор-мировалось под влиянием Оригена и эллинских комментаторов Платона. Как автор трудов по экзегетике Григорий Нисский следует аллего-рическому методу толкования библейских текстов. Проблема свободы и самоопределения человека — главная в его творчестве. Причина зла, человеческих страданий — сам человек. Способность к творчеству является сутью духовного бытия человека. В учении о богопознании три ступени восхождения к Богу (очищение, «естественное видение», богознание) дополняет эпек- тасисом — существованием особого поля напряженности между человеком и существом его духовных устремлений Богом. Григорий Нисский по ряду вопросов при-держивался неортодоксальных взглядов. В частности, в рамках церковной традиции подвергалось критике его учение об апока- тастасисе — окончательном вос-становлении всего в Божественной любви, признание временности адских мук и конечного просветления всех грешных душ. ГРОЦИЙ Гуго (1583—1645) — голландский мыслитель XVII—XVIII вв., один из наиболее уважаемых ученых-общест- воведов Нового времени, чьи интересы лежали главным образом в области теории государства и права. Большую популярность ему принесло сочинение «О праве войны и мира» (1625), которое было переведено на многие европейские языки и за сто лет выдержало 45 изданий, а также вызвало огромное количество комментариев и толкований. Поставив сравнительно узкую цель — разобраться в вопросе войны и мира в аспекте международного права, Г. Гроций был вынужден поднять весь комплекс теоретико-методо-логических проблем, связанных с обществом и государством. Для решения этих задач он активно использует понятие естественного права, явившись одним из первых его теоретиков в Новое время. Естественное право ему представляется комплексом неизменных заповедей, заложенных в человеческой природе. Их конечный источник Бог, но сила естественного права не в божьей воле, а в разумности и соответствии общежительной природе человека. Дух естественного права состоит в охране общежития. Г. Гроций, таким образом, делает войну и разбой противными естест-венному праву, что придает его работе весьма привлекательный гума-нистический пафос. Политическая философия Г. Гроция в силу своего нравственного духа явилась также антиподом политической философии итальянского мыслителя Н. Макиавелли и так называемых «статистов», пронизанной цинизмом и безнравственным утилитаризмом. Особого внимания заслуживает методология, которой пользовался Г. Гроций в своих теоретических построениях. Это рационалистическая ме-тодология, главным инструментом которой был так называемый «гео-метрический метод». Применение этой методологии придавало выкладкам Г. Гроция особую убедительность для его современников.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ГОСУДАРСТВО:

  1. Раздел XIII. Основные институты таможенного дела и таможенного права государств — членов Содружества Независимых Государств
  2. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  3. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  4. 22. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
  5. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  6. 33. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  7. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО
  8. ГОСУДАРСТВО
  9. 20.4. Отказ в пользу государства
  10. 5. Возникновение государства
  11. § 1. Демократическое государство
  12. Сущность государства
  13. § 2. Федеративное государство
  14. 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ
  15. ГОСУДАРСТВО