<<
>>

Готфрида Вильгельма Лейбница

(1646— 1716) считают энциклопедически образованным ученым: он был дипломатом, юристом, историком, математиком, физиком и философом в одном лице. ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ называл его "ходячей академией".

Введя идею исчисления в логике, он стал родоначальником современной логистики: как можно более простые, общие идеи должны быть выразимы в универсальных символах, которые, в свою очередь, связаны со словами как носителями смысла.

Эта связь должна устанавливаться по определенным правилам, образцом для которых служат правила математических вы-числений.

Целью является освобождение от заблуждений как "арифметических оши-бок" и разрешение спорных вопросов на основе вычисления.

Ядро философии ЛЕЙБНИЦА — решение им метафизических проблем с помощью понятия монады.

Субстанция не может быть протяженной (в противовес Декар-товой "res extensa", см. с. 107), ибо иначе она была бы делимой. Поэтому субстанцию отличает то, что она действует, обла-дает силой. Такие "силовые атомы" ЛЕЙ-БНИЦ называет монадами.

"Монады, следовательно, суть истинные атомы природы и, одним словом, элементы вещей".

Эти элементарные субстанции обладают следующими признаками:

у них нет формы, ибо иначе отсюда следовала бы делимость;

в качестве субстанций они не могут быть ни порождены, ни уничтожены;

они индивидуальны: ни одна монада не тождественна никакой другой;

в качестве самосущих у них "нет окон": никакая субстанция или обстоятельство не может воздействовать ни из них, ни на них.

Тем не менее они находятся в постоянном внутреннем движении: внутренняя тяга к совершенствованию, так паз. влечения (франц. appetitions; ЛЕЙБНИЦ писал преимущественно по-французски и по-латы- ни. — Пер.), обусловливает непрерывный переход из одного состояния в другие. Эти состояния ЛЕЙБНИЦ называет "перцепциями" (восприятиями).

Эти "информации" и их "программа" задают отношения отдельных монад ко всем другим монадам в мире, словно точка, в которой сходится бесконечное множество углов.

Поскольку каждая монада "не имеет окон", но тем не менее находится в отношении ко всем другим монадам, следует предположить, что

"любая монада есть живое, способное к внутренней деятельности зеркало, отражающее универсум со своей точки зрения".

Отсюда следует, что любая монада "знает", в каком состоянии находятся все другие.

Однако она не осознает этого знания. В связи с этим ЛЕЙБНИЦ различает несколько ступеней перцепции (рис. В):

простая, так наз. "голая монада", содер-жит в себе сведения о состоянии всех других, но не осознает этого;

от нее отлична апперцепция, при ко-торой перцепция сопровождается осо-знанием своего состояния.

Соответственно монады постепенно вос-ходят от материи через животную душу к рефлексивному духу человека. Поэтому ЛЕЙБНИЦ говорит об ограниченной силе животных монад, что связано с фактом, который он признает и за человеком, — бессознательностью восприятия: это "бес-конечно малые восприятия (petites perceptions)".

Взаимодействие монад ЛЕЙБНИЦ объясняет предустановленной гармонией. Монады вступают в союзы, объединяются в "агрегаты". Пример этого — организм: одна "центральная" монада сплачивает вокруг себя бесконечно многие другие, играя роль их энтелехии. Далее, вообще всякая монада находится в отношении со всякой другой. Поскольку у монад "нет окон", но каждая взаимодействует с каждой другой, мир с необходимостью устроен Богом так, что все состояния монад согласованы друг с другом в перспективе.

Самый известный пример ЛЕЙБНИЦА — часы, причем предустановленная гармония имеется здесь в виду связи души и тела (рис. D):

чтобы синхронизировать пару часов, надо либо дополнительно связать их друг с другом, либо всякий раз сверять их, либо предоставить их какой-то настроенной совершенным образом собственной закономерности. И лишь последнее, по ЛЕЙБНИЦУ, имеет смысл. Предустановленная гармония не только разрешает наболевшую после ДЕКАРТА проблему связи души и тела. Она в конечном счете — ядро системы ЛЕЙБНИЦА.

Бог с самого начала создал все монады так, что они настроены друг на друга:

"Бог от века установил последовательность перцепций в отдельных монадах, словно задав им программу. Сегодня мы бы сказали, что все монады запрограм-мированы Богом" (Р. ШПЕХТ). В области познания система ЛЕЙБНИЦА исключает чистую эмпирию как его источник. К формуле эмпиризма, согласно которой в разуме нет ничего, что уже не содержалось бы в чувствах, ЛЕЙБНИЦ до-бавляет: исключая сам разум, т.е. врожденные идеи и познавательные структуры.

Простое нанизывание данных опыта дает лишь вероятностные результаты, а вот те данные, что основаны на рациональном познании, — ясные и верные. ЛЕЙБНИЦ различает истины разума — они необходимы и не имеют альтернативы — и ис-тины факта, случайные и допускающие противоположное.

Бог и мир по Лейбницу По аналогии с истинами разума и факта ЛЕЙБНИЦ исходит из идеи двух царств — целевых причин (царства душ) и матери-альных причин (царства тел); эти царства гармонически связаны друг с другом. Точно так же царство природы гармонизирует с царством благодати, т.е. общины духовных и моральных существ под водительством Бога. Бог действует повсюду уже как творец предустановленной гармонии, но духи связаны с ним особенно тесно через сознательную причастность к Божьему величию и благости: им дано познать систему Вселенной, а частично и воспроизводить ее в себе. Тем самым ЛЕЙБНИЦ признает Бога

"архитектором машины Вселенной и ... монархом Божьего града духов".

Бытие Бога оказывается, далее, следствием принципа достаточного основания, наряду с принципом исключенного противоречия, считавшегося ЛЕЙБНИЦЕМ основой всякого рационального познания. Он означает,

"что никакой факт не может быть истинным и признаваться существую-щим, никакое высказывание — пра-вильным, если нет достаточного основания считать, что это так, а не иначе, хотя такие основания по большей части могут оставаться для нас неизвестными".

Последним достаточным основанием с необходимостью является Бог.

Отсюда ЛЕЙБНИЦ, далее, выводит, что

существует только одна — божественная — субстанция, и она совершенна. Возможно бесконечное множество миров, приближающихся к существованию по мере достигнутой ими степени совершенства. Однако в соответствии с принципом наилучшего Бог создал в качестве существующего лишь один-единственный, а тем самым и лучший из всех возможных мир. В сравнении со всеми прочими он обладает высшей степенью внутренней сораз-мерности.

"Таким образом, достигается максимальное разнообразие, в то же время идущее рука об руку с максимально возможным порядком, т.е. достигается столько совер-шенства, сколько лишь возможно".

Как, тем не менее, в наилучшем из возможных миров возникает зло — центральный вопрос "Теодицеи" (1710). Ее смысл — оправдание Бога ввиду наличия зла в мире. ЛЕЙБНИЦ различает три вида зла:

метафизическое зло, возникающее в силу тварности мира: все тварное несовершенно, ибо в противном случае оно было бы божественным, как и сам Творец;

физическое зло (напр. боль, горе) оправдано уже своей функцией: оно может быть полезным (напр. для самосохранения индивида) или служить карой с целью исправления;

Рационализм VI / Лейбниц II; Вольф 115

моральное зло, т.е. грех как следствие человеческой свободы и основание для спасающей деятельности христианства.

Бог не творил это зло, но допускает его, а благо намного его превосходит.

Христиану Вольфу (1679—1754) принадле-жит большая заслуга в деле формирования немецкого философского языка (его перу принадлежат написаные по-немецки "Разумные мысли..."). Его система — это переоформление и дальнейшее развитие идей ЛЕЙБНИЦА, поэтому существует выражение "лейбницеано-вольфовская философия". Ученики ВОЛЬФА сделали ее самым влиятельным учением немецкого Просвещения. Философию ВОЛЬФ определяет как

"науку обо всех возможных вещах, о том, как и почему они возможны". Она выступает как система, основу кото-рой составляет онтология. Ее принципы, как и у ЛЕЙБНИЦА, — принцип достаточного основания и исключенного противоре-чия, причем ВОЛЬФ возводит первый из них ко второму.

Задача онтологии как "первой теоретической рациональной науки" — дать непротиворечивое обоснование возможности существования предметов и их порядка. Особый раздел метафизики в качестве теологии, психологии и космологии исследует "Бога, душу и мир" . В этике ВОЛЬФ, исходя из идеи совершен-ства природы, формулирует закон:

"Делай то, благодаря чему ты сам и твое положение станут более совершенными, и избегай того, из-за чего ты сам и твое положение станут менее совершенными". В качестве главной цели политики ВОЛЬФ указывает всеобщее благоденствие.

Другие видные представители немецкого Просвещения:

САМУЭЛЬ РЕЙМАРУС (1694—1768) реляти- визирует религию откровения в пользу деистической религии разума: единственное чудо Господа — рациональное творение. Библейские чудеса — выдумка апостолов. Естественная рели! гия гарантирует блаженство.

Готхольд ЭФРАИМ ЛЕССИНГ (1729—81) в рамках философии истории усматривает аналогию между воспитанием и от-кровением:

"То, чем воспитание является для отдельного человека, есть откровение для всего человеческого рода". Откровение изначально было Божьей "азбукой" для людей, которая ныне разъясняется разумом. Его критика религиозного догматизма связана с идеей естественной религии и веротерпимости.

МОЗЕС МЕНДЕЛЬСОН (1729—86) выступал за эмансипацию иудаизма:

в "Иерусалиме" он требовал терпимо- | сти в отношении иудаизма как религии, равной другим.

Ф и л о

софия т

'/ О \

/

да

Искусственные тела

Естественные тела

Натурфилософия

Этика

\П/

Разложение на элементы ведет к познанию деятельности целого

А. Разделы философии В. Аналитический метод

Томас Гоббс (1588—1679) стремился разработать философскую систему, которая, будучи свободна от метафизических по-стулатов, строилась бы на фундаменте естествознания и математики той эпохи. Его главные произведения — "Основы философии" и "Левиафан", ставший классическим трудом по философии государства благодаря изложенной в нем влиятельной теории общественного договора, философия для ГОББСА есть рациональное познание причинно-следственных связей, причем следствия всегда понимаются как состояния тел.

Тем самым философия есть исследование причин.

Ее предмет — тела, возникновение и свойства которых можно постичь рациональным путем. Тела бывают при-родными, к которым принадлежит и человек, и искусственными, каково государство.

Задача философии — анализ, разложение сложных явлений на составляющие их эле-менты с целью их возведения ко всеобщим принципам. Первым принципом объяснения природных взаимосвязей является движение. Все процессы можно объяснить механически. Теория познания ГОББСА исходит из того, что известные представления соответствуют независимым от мышления вещам. Внешние объекты вызывают в органах чувств механическое раздражение, которое затем в силу реакции внутренних "жизненных духов" производит соответствующее представление в мозгу.

Непосредственным объектом опыта яв-ляются не сами вещи, а представления. Им присваиваются знаки (имена), играющие для индивида роль ярлыка, а в коммуникации — сообщения. Философская логика должна, таким образом, иметь дело с содержащимися в пред-ложениях представлениями.

Истина относится лишь к высказываниям, а не к вещам. Истинность предложения устанавливается путем анализа понятий на основе их точных определений и связей между ними. В своей теории аффектов и ценностей ГОББС также считает, что эмоции и волевые акты порождаются исходящими от объекта раздражениями и механически детерминированы.

Удовольствие возникает благодаря усилению витального движения жизненных духов (см. выше), а порождающий их объект воспринимается как благо. Отсюда следует, что основная ценность — самосохранение:

всякий организм стремится сохранить свое витальное движение, т.е. избежать смерти.

Поскольку самосохранение — высшая ценность, каждый индивид действует эгоистически: никакой вышестоящей меры не существует,

и каждый решает сам, что для него хорошо.

Эти идеи переходят непосредственно в философию государства. И здесь ГОББС начинает с элементов структуры государства — индивидов и их природы. Он отвергает традиционное представление, согласно которому человек от природы — существо общественное. В естественном состоянии, вне закона и государства, за-ключена

единственная основа объединения людей, и в нем же — их выгода в соответствии с их естественными склонностями. В естественном состоянии все люди равны и потому имеют равное право на все, т.е. право иметь и делать все то, что каж-дый хочет. Каждый человек волен реали- зовывать свои природные задатки и пользоваться всеми средствами в целях само-сохранения. Поскольку каждый стремится к своей выгоде в ущерб другим и то же делают остальные, то ясно,

"что естественным состоянием людей до их объединения в государство была война, и притом ... война всех против всех (bellum omnium contra omnes)". Эта война могла бы длиться вечно. Человек живет одиноко, жизнь кратка и полна горестей, ибо никто не смеет ожидать, что сможет долго сохранять ее. Но поскольку инстинкт самосохранения фундаментален, возникает стремление к прочному миру. Поэтому первый естественный закон гласит:

"Следует стремиться к миру, насколько он достижим". Из этого первого закона следуют остальные.

Безопасности можно достичь, лишь если отказаться от права всех на всё, а также законсервировать некоторые права или отказаться от них, что и предполагает обуздывающий всех договор. Но соблюдение естественных законов может быть гарантировано, лишь если отдельные люди подчинят свою волю ка-кой-то одной воле. Люди заключают обще-ственный договор, суть которого в том, что

каждый обязуется перед каждым другим не чинить препятствий воле одного, которому он подчинился. Так возникает государство, определяемое как институт, воля которого согласно договору, заключенному всеми, считается их общей волей. Носителем высшей государственной власти может быть один человек или группа лиц. Их власть неогра- ничена, неотчуждаема и неделима. Это государство ГОББС сравнивает с библейским Левиафаном как символом огромной неодолимой силы, или

"смертного бога, которому мы, подчиняясь бессмертному Богу, обязаны нашей безопасностью и защитой". Высочайший долг носителей государственной власти — действие на благо народа. Ради сохранения единства целого церковь должна подчиниться государству.

А. Возникновение и виды идей Интуитивное Идея Идея 2 ЗНАНИЕ

Демонстративное Идея 3

У

Идея 1 -»»-Идея 2 Сенситивное

Существо- Идея вание Восприятие связи идей ИДЕИ

В. Объем и иерархия знания

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Готфрида Вильгельма Лейбница:

  1. ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ
  2. Вильгельм Дильтей
  3. ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915
  4. ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803
  5. 9. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ НАУКА, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЛЕЙБНИЦА
  6. 6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII).Ее основные направления и виднейшие представители(Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
  7. ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. богооправдание
  8. ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  9. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  10. ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
  11. ЛЕГИЗМ
  12. 2 . Рационализм и его развитие