<<
>>

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе.

Г. О. — область спонтан-ной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объедине-ний в качестве граждан), защищен-ная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений про-извольной односторонней регламен-тации их деятельности со стороны государства и его органов. В русле современных трактовок обретение либеральных свобод возможно не в результате дистанцирования общества от государства (наподобие модели посткоммунистической России 1990-х), а путем конституирования надежных и легко доступных для людей каналов взаимодействия меж-ду ними: государство трансформируется в самую влиятельную и опе-ративную организацию по правам человека. По-видимому, впервые на европейских языках термин "Г. О." был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к "По-литике" Аристотеля.
Появление понятия Г. О.практически синхронно формированию оснований европей-ской политической науки обусловило его смысловую многовариант- ность: термин "Г. О." — продукт ин-теллектуальных усилий (зачастую противоречивых) главных фигур за-падной политической традиции. По-стулированное Августином противо-положение "града Божьего" и "града земного" (двух видов человеческой общности) являло собой отражение идеи о существовании между людьми водораздела онтологически-мистичес-кого порядка. "Град земной" — следствие первородного греха — вмести-лище "граждан" "града Божьего", удостоившихся избирательной мило-сти Бога. Г. О., или "град дьявола", обречено на гибель в результате при-шествия Божьего града. Символизи-ровавшее в рамках схоластики идею приятия даже несправедливого обще-ственного устройства учение о Г.
О. трансформировалось у Гоббса в принцип социального идеала — резуль-тата преодоления нечеловеческого первобытного "естественного состояния войны всех против всех". (Руссо, правда, настаивал на том, что пере-ход от дикого состояния к цивилиза-ции, от "естественного состояния" к государственному устройству нельзя мыслить иначе, чем нисхождение.) Гегель видел в эпохе торжества Г. О. такое положение вещей, при котором люди благодаря участию госу-дарства собственным трудом приносят пользу себе и другим. Маркс, не избежавший соблазна осуждения государства-паразита эпохи Наполеона III во Франции, трактовал Па-рижскую Коммуну как восстание пролетариата от имени Г. О. против бюрократической государственной машины. (На немецком языке Г. О. допустимо переводить и как "общество буржуазии" с акцентом именно на этой характеристике.) 1970-е реа-билитировали понятие Г. О. в ряде значимых течений европейского ин-теллектуализма. Понятие Г. О., кон-цептуально значимое и для либералов, и для ортодоксальных марксистов, по- прежнему активно используется про-тивниками инициируемого современ-ными политическими элитами Европы процесса перманентного нивелирова-ния социальных различий в обществе.

А. А. Грицанов

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891— 1937) — итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. В 1911 —1915 учился в Ту-ринском университете, откуда ушел по болезни. Занялся журналистикой. Сотрудничал в изданиях социа-листов: газете "Аванти!" (с 1915 — член редакции туринского издания) и еженедельнике "Гридо дель попо- ло". Испытал воздействие идей ита-льянского неогегельянства (Кроче и Джентиле), был сторонником идей "сардинизма" (освобождения острова Сардиния от гнета "пришельцев с континента"), увлекся марксист-ским социализмом. Г. ставил перед собой задачу "корректировки" марксизма, интерпретируемого им как "экономический детерминизм", с по-зиций культурной и исторической проблематики. С 1913 — в Итальян-ской социалистической партии (ИСП). Во время и после Первой мировой войны происходит радикализация его взглядов: вошел в "революционную фракцию непримиримых" (1917), стал одним из организаторов (совме-стно с П.

Тольятти, У. Террачини и А. Тоской) нового еженедельника "Ордине нуово" (1919), был одним из идеологов движения фабрично- заводских советов как формы само-управления рабочих (1919—1920). Неудача всеобщей забастовки в апреле 1920 в Турине послужила основанием для написания и направления доклада Национальному совету ИСП, в котором Г. дал принципиальную критику деятельности и общей линии руководства партии (опублико-ван под заглавием "За обновление социалистической партии"), а также сделал прогноз возможности дикта-туры буржуазии в Италии. После раскола ИСП в 1921 вошел в ЦК об-разованной Коммунистической партии Италии (КПИ). Одновременно Г. был утвержден главным редактором "Ордине нуово" (который стал еже-дневным органом КПИ). В 1922— 1923 и в 1925 участвовал в работе Коминтерна в Москве. С 1923 — в Вене, где готовил издание газеты "Унита". В апреле 1924 избран в парламент, что позволило ему вернуться на родину. С августа 1924 — гене-ральный секретарь ЦК КПИ. В 1926 пишет работу "Некоторые аспекты южного вопроса", где выдвинул ряд идей, развиваемых им во всем по-следующем творчестве (идеи геге-монии, структуры господства, роли интеллигенции). В ноябре 1926 арес-тован. В 1929 осужден на 20 лет Особым трибуналом в Риме по обвинению в заговоре с целью свержения государственной власти. С 1929 по 1935 (пока позволяло здоровье) работает в тюрьме над своим основным трудом "Тюремные тетради". С 1933 по 1935 — в клинике, куда был помещен после очередного обострения болезней. В октябре 1934 получил условное освобождение. Последние годы жизни провел в клинике в Риме. В 1947 опубликованы его "Письма из тюрьмы", в 1948—1951 — "Тюремные тетради". В Италии вышло его 12-том- ное собрание сочинений (в 1980-е было предпринято новое расширенное из-дание). Г. работал в круге идей марксизма, квалифицируя свою позицию как философию практики, преодоле-вающую крайности как экономического детерминизма (Бухарин), так и идеалистических трактовок практики (Кроче). Выступал против деления марксизма на философию (диалек-тический материализм)и социологию (исторический материализм), провозглашая тождество философии и истории.
Философия, по Г., должна быть взята в ее конкретно-истори-ческой обусловленности, историчес-кое (сфера человеческих действий) приоритетно перед логическим. "Фи-лософия практики" — это абсолют-ный "историзм". В свою очередь, необходимо "абсолютное очеловечи-вание истории". Нет истории помимо человеческих действий, активного практического отношения человека к миру. Философия должна обеспе-чивать "катарсический синтез" (точнее — синтезы) — способствовать высвобождению человека из-под власти экономического базиса, осознанию им себя как деятеля, способного ставить и решать социальные задачи, меняя тем самым общественные отношения. Рассогласование базиса и надстройки, по Г., — постоянная тенденция исторического развития. Преодоление этого рассогласования — постоянная задача практического изменения мира. Базис при этом рас-сматривается Г. как "реальное прошлое", как условие настоящего и бу-дущего, сложившееся в конкретной истории. Практическая деятель-ность является единственно "реаль-ным познанием", проверяющим идеи на их (не) воспринимаемость социаль-ными субъектами. Теория познания должна фокусироваться не столько на объективности действительности, сколько на отношении человека к действительности. Г. вводит понятие "человечески объективного" (или "всеобще субъективного") и утверж-дает, что по мере развертывания практики наши субъективные знания становятся все более объектив-ными, вскрывают всеобщие законо-мерности мира (во многом благодаря и критическому анализу сознания философией). Таким образом, объек-тивное тождественно человечески объективному, которое, в свою оче-редь, тождественно исторически субъ-ективному. Нет абсолютных идеаль-ных форм, знания самого по себе. Любое знание несет в себе ограниче-ния эпохи и культуры, в которых оно было продуцировано. Поэтому оправдание любой философии — в ее превращении ("переворачивании") в норму практического поведения более или менее значительных групп людей. Отсюда одна из основных задач философии — исследование форм обыденного и массового сознания, их восприимчивости к новым идеям.
Решая ее, марксизм пошел по пути упрощения своей сути: вместо преодоления идей немецкой транс-цендентально-критической филосо-фии, т. е. возвышения уровня фило-софствования, воспринял ряд идей метафизического материализма, легче воспринимаемых обыденным сознанием. Это, по Г., сделало его непри-годным для противостояния идеологиям образованных классов. Решить эту проблему, снять противоречия философии и обыденного сознания, высокой и низкой культуры, интел-лигенции и народа, теории и практики (в конечном счете), может, согласно Г., только философия практики, ставящая своей целью конструктивную критику обыденного сознания с целью его возвышения и противо- поставление конструктивных (опять же) аргументов немарксистским ви-дам философии. Отождествление те-ории и практики является, считает Г., критическим актом, в котором дока-зывается рациональность и необхо-димость практики или реалистичность и рациональность теории. В результате должна быть выработана "фило-софия эпохи", способная воспроиз-водить себя через механизм веры в обыденном сознании. Основная задача по ее выработке принадлежит ин-теллигенции, осуществляющей не просто интеллектуальные действия, а руководящей и организующей с по-зиций конкретных классов и социальных групп теоретическое и практичес-кое отношение людей к миру, т. е. формирующей коллективную волю. Г. различает "органическую" (специ-ально создаваемую для решения актуальной задачи) и "традиционную" ("наследуемую" новой эпохой) ин-теллигенцию. Без органической ин-теллигенции невозможно обеспече-ние гегемонии социальных групп и классов в обществе. "Гегемония" — одно из центральных понятий социологии и политологии Г. Она включает в себя два уровня: горизонтальный, обеспечивающий союз под руковод-ством доминантных группы или класса социальных сил, и вертикальный — занятие группой или классом господ-ствующего положения в обществен-ной жизни, возвышение их роли до общенационального, государственного уровня. Ступени гегемонии: 1) экономико-корпоративная; 2) осознания общности классовых интересов; 3) выхода интересов за рамки класса и превращения их в интересы других классов, т.
е. полная гегемония. Экономика лишь создает почву для распространения определенного мышления, постановки и решения актуальных задач. Полная гегемония предполагает не только эконо-мическое и политическое, но и интел-лектуальное и моральное единство действующих субъектов на основе выработанной органической интел-лигенцией философии и идеологии, оправдывающей (обосновывающей) историческую миссию доминирующего класса (группы). Полная гегемония предполагает осознание себя как субъекта общенационального процесса ("субъективная ступень гегемонии"). Неполнота гегемонии класса или группы ведет к диктатуре как форме компенсации собствен-ной ущербности, — это искушение "цезаризмом", одной из форм которого является фашизм. Учение о гегемонии тесно связано у Г. с его тео-рией власти и господства. Гегемония включает в себя две стороны: насилие (принуждение, подчинение) и согласие (убеждение, руководство), которые, взаимопроникая друг в друга, и конституируют феномен власти, реализующийся в господстве определенных социальных групп и классов. Господство выступает как производная от процессов, происхо-дящих в политическом и граждан-ском обществах и в стоящем за ними экономическом обществе. Политичес-кое общество связано с государством, т. е. с принуждением. Гражданское — с общественными организациями, т. е. с принципами добровольности. Единство политического и гражданского обществ, устанавливаемое классом (группой), занявшим доминирующее положение (реализовавшим полную гегемонию), порождает "исторический блок" как конкретно-историчес- кую целостность социокультурной жизни. (Понятие "исторический блок" используется Г. вместо понятия "общественно-экономическая форма-ция"). Рассогласование историчес-кого блока есть проявление кризиса сложившейся системы гегемонии. Достижение гегемонии предполагает "маневренную войну" как стратегию достижения господства в поли-тическом обществе и "позиционную войну" как стратегию достижения доминантных позиций в граждан-ском обществе. Основная стратегия и гарант окончательного установле-ния гегемонии — борьба за граждан-ское общество. Отсюда новая (расши-ренная) трактовка Г. современного государства ("интегральное понятие государства") как синтеза политиче-ского и гражданского обществ (гегемония, предполагающая "этико-по- литическое" руководство, основанное на согласии, облекается в "броню принуждения"). Достижение госу-дарством данной ступени своего раз-вития предполагает коренную "ин-теллектуально-моральную реформу" общества, т. е. преобразования в области культуры, воспитания, образова-ния. Всякое отношение гегемонии — это, по необходимости, отношение педагогическое, отмечает Г. Отсюда его концепция "активной созида-тельной школы", ориентированная на организацию самообучения людей. Таким образом, Г. создал собст-венную оригинальную философскую концепцию, многие положения которой стали основой комплекса идей европейского неомарксизма и повли-яли на другие направления фило-софской мысли 20 в. (См. также Нео-марксизм.)

В. Л.Абушенко

ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813—1855) — русский историк, философ, общественный деятель. В 1832 —1835 учился на юридичес-ком факультете Петербургского уни-верситета, получил степень магистра. В 1836—1839 — в Германии, в Бер-линском университете слушал лекции Л. Ранке, Ф. К. Савиньи, К. Вер- дера, К. Риттера, Э. Ганса. Увлекся философией Гегеля, но воспринял прежде всего круг его идей по философии истории, которые критически переработал, обосновывая собствен-ную систему взглядов. Г. входил в кружок Станкевича. В круг его об-щения входили также Чаадаев, Н. П. Огарев, Герцен. Стал известен своими публичными лекциями по истории, которые читал с 1843 по 1851. Являясь одним из идеологов западничества, Г. стремился занять компромиссную позицию в споре ра-дикального и либерального направле-ний течения, но в 1846 все же произо-шел его идейный разрыв с Герценом. Незадолго до смерти был избран деканом историко-филологического факультета Московского универси-тета. Специальных работ по фило-софии не оставил. Интересовался в основном философией истории, главные положения которой изложил в теоретических введениях к читаемым курсам. При жизни печатался мало. В 1897 издано два тома его переписки, в 1905 — два тома сочинений (однотомник выходил ранее). Историческое развитие, считал Г., задано бесконечным разумом, "раз-вертывание" которого позволяет выделять исторические ступени социо-культурного развития, реализующие все более и более принципы свободы. При этом исторический процесс суб-стратен и телесен. Историю можно рассматривать как правильно (зако-номерно и целесообразно) развиваю-щийся организм, причины изменения которого лежат в нем самом. Слу-чившееся, по Г., должно было слу-читься по внутреннему логическому закону. Конкретика истории постав-ляет лишь необходимый материал для осмысления идеи истории в философии истории. Только сознающий себя внутренний дух обладает полным и ясным уразумением истории. Г. считал основателем подлин-ной философии истории Шеллинга, а раскрытие ее проблематики связы-вал с именем Гегеля. Критически пе-реработанную концепцию последнего Г. дополнил идеей "органической жизни истории" Гумбольдта. Считал, что 18 век дал всем народам место в истории (сделал их историческими народами), что каждый из них идет в историческом процессе туда, куда ведет его провидение. Истори-ческий процесс пытался трактовать как диалектику необходимости и свободы. Разделял идею "старых" и "молодых" народов. Утверждал, что в бесконечной преемственности ис-тории постоянно происходит смена "лидеров", т. е. тех народов, которые, наследуя предшествующие до-стижения, способны внести новое начало в историческую жизнь. Вос-приятие "нового" является условием "удержания" "одряхлевших наро-дов" в историческом процессе. Цель последнего — утверждение такого общества, которое будет сообразно требованиям свободной личности.

В. Л.Абушенко ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС (Grecian) Бальтасар (1601—1658) — испанский писатель и мыслитель. Послушник (с 1619) и член (с 1635) ордена иезуитов. Преподавал латинскую грамма-тику, "моральную теологию" и фи-лософию в различных иезуитских коллегиумах (1627—1636). За образ мыслей незадолго до кончины был отправлен в ссылку (1657). Основные сочинения:"Герой"(моральный трактат, 1637); "Политик" (1640); "Остроумие" (1642); "Благоразумный" (1646); "Карманный оракул. Афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана инфансона" (1647: впоследствии выдержали 34 из-дания на французском языке; 21 — на английском; 24 — на итальян-ском; 6 — на голландском; 5 — на венгерском; 2 — на польском; 9 — на латинском; 37 — на немецком, из них 14 в переводе Шопенгауэра); "Критикон" (1651, 1653, 1657 — в трех томах, 23 переиздания); "Раз-мышления о причастии" (1655) и др. Впервые выдвинул теорию остро-умия, суть которого, по Г., состоит в "изящном сочетании, в гармониче-ском сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума". По мнению Г., "разум без остроумия, без острых мыслей — это солнце без света, без лучей". Сфера остроумия оказы-вается в таком контексте шире сло-ва, охватывая любые виды "изоб-ретательности изощренного ума". Усматривая в "натуре" (все, данное человеку от рождения) и "культуре" (то, чему научается человек, формируя себя как личность) два стержня, на "коих красуются все достоинства", Г. делает акцент на втором начале, на самотворении людей. В личности Г. ценит новаторство, Самообладание, проницательность, возвышен-ный вкус, героизм, неравнодушие, скрытность (как целое — "синдере- сис" — "дар интуитивно верного решения"). "Действовать не по норову, а по здравомыслию", — призывает Г. Интерпретируя жизнь как азартную игру, Г. обращает человека к "искусству" выбора верного хода: "не стать шестеркой", "опытный игрок не сделает того хода, который ждет... противник", "играть прене-брежением", "действовать скрытно", "менять приемы" и — наконец — "сам Господь щедро понтирует, но оставляет в резерве бесконечное количест-во карт" и т. п. При этом, по мысли Г., важно "не поддаваться первому впечатлению. Иные вступают с первым впечатлением в законный брак", впечатления же, "последующие для них, — любовницы, а так как вперед всегда выскочит ложь, то для прав-ды уже нет места". Системообразующие афоризмы Г. (немецкий философ-эрудит X. Томазиус с огромным успехом читал в Лейпциге в 1687— 1688 свой первый университетский курс лекций по морали, праву и воспи-танию, основанный на идеях "Карман-ного оракула") органично дополнились архитектоникой его романа "Крити-кон", где сатирико-культурологичес- кий метод выступал фоном для метода персонально антропологического.

А. А. Старикевич.А. А. Грицанов

ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович (1822—1864) — русский мысли-тель, литературный критик и поэт, ведущий идеолог почвенничества. Родился в Москве в семье чиновника. В 1842 закончил юридический факультет Московского университета. Работал в редакциях журналов "Москвитянин" (1850—1856), "Время" (1861 — 1863). В 1915—1916 вышло собрание сочинений Г. в 14 вы-пусках. В молодости испытал влияние Гегеля, увлекался масонством. Позже отошел от панлогизма Гегеля, стал сторонником идей Шеллинга, Карлейля, старших славянофилов, французского романтизма. Цент-ральным звеном философских пост-роений Г. было острое "чувство орга-нической связи между явлениями жизни, чувство цельности и единства жизни": "Жизнь для меня есть нечто таинственное, т. е. неисчерпа-емое, необъятная ширь, в которой нередко исчезает, как волна в океане, логический вывод". Такую жизнь, согласно Г., с помощью гегелевской логики не постичь, нужен другой ме-тод. Его Г. находит у И. В. Киреев-ского ("цельное знание") и Шеллинга ("интеллектуальная интуиция"); суть своего метода Г. видит в эстети-ческом (художественном) восприя-тии мира как наиболее полном его отражении и искусстве как техноло-гии этого восприятия. Под влиянием идей Шеллинга Г. формулирует свою "органическую критику", которая эволюционировала от критики чисто эстетической к критике исторической, усматривая в искусстве не простое "отражение" жизни, а "руко-водящий ее орган" (Э. Л. Радлов). Искусство, по мысли Г., суть подлинное творчество самой жизни, оно — полнота жизни, конкретное единство реального ("аромат" жизни) и идеального (того, по Г., что по-знается наукой). Художественное восприятие, по Г., шире и полнее на-учного: "Как скоро знание вызреет до жизненной полноты, оно стре-мится принять художественные формы". Органическая критика, согласно Г., — это требование синтеза разумности (мысли) и души худож-ника, требование полноты и цельно-сти в познании жизни. Историософскую концепцию Г., которая легла в основу "почвенничества", можно условно свести к следующим поло-жениям: 1. История — смена непо-вторимых, своеобразных "типических циклов" или "организмов" (эпох, культур, народов). По мнению Г., "каждый такой организм сам в себе замкнут, сам по себе необходим, сам по себе имеет полномочие жить по законам, ему свойственным, а не обязан служить переходной формой для другого... Единство же между этими организмами, единство не из-мененное, никакому развитию не под-лежащее, от начала одинаковое, есть правда души человеческой...". 2. Са-мобытность народа суть производ-ная от его "почвы", которая выражает органическую цельность бытия.

Для русских такой почвой является православие; оно формирует своеоб-разие народа, его быт (у Г, категория быта становится исторической, ин-формационно очень емкой), придает людям силы. Философия Г. насыщена интуитивизмом, эстетизмом, чувством необходимости Абсолютного. По словам Зеньковского, "Григорьев больше всего внес в русскую мысль не своим романтизмом, не преклонением перед искусством, а философией "почвенности", исканием "непосредственности" через восстановление "органической цельности" в созерцании мира и в ис-торическом творчестве". (См. также Жизнь, Философия жизни.)

Д. К. Безнюк

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:

  1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  2. СТАТЬЯ 56 УПК РФ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОТЕРПЕВШЕГО, ГРАЖДАНСКОГО ИСТЦА И ГРАЖДАНСКОГО ОТВЕТЧИКА
  3. 43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
  4. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  5. Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
  6. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ: ИХ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ВЕЩИ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ
  7. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  8. Гражданское право
  9. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  10. /. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
  11. 34. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  12. 3.15. Вы — гражданский истец
  13. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
  14. 3.17. Вы — гражданский ответчик
  15. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  16. 77. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
  17. 6. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
  18. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
  19. 13. Адвокат в гражданском судопроизводстве
  20. 13. Адвокат в гражданском судопроизводстве