ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
— комплекс философ-ских курсов из г. Гродно 17—18 вв. различных преподавателей католи-ческих школ (А. Бандзевич, М. Да- машевич, Ю. Мышковский, И. Стир- пейко и др.). В них отразился переход от поздней схоластики к эклектической философии Нового времени, от преимущественно логических курсов к натурфилософии, физике, началам антропологии и т.
п. Содержат анализ философских систем Декарта, Гассенди, Гоббса, Спинозы, Лейбница и др., а также теорий Ньютона, Коперника и Тихо Браге. Среди Г. Ф. Т. наиболее полное изложение новой философии и естествознания содержится в "Основах натуральной философии, или физике", написан-ных в 1787—1789 Дамашевичем и близких по духу философии Вольфа и Лейбница. Здесь дан анализ пе-рипатетической, томистской и ско- тистской школ схоластики, которые рассматриваются Дамашевичем как пройденный этап философии, что связывается автором со становлением естествознания. Современная ему философия характеризуется как фи-лософия разума (но одновременно Да- машевич отстаивает и ряд сенсуалист- ских идей). Бадзевичу принадлежит изданный в 1757 на основе курса лек-ций трактат "Философия аристоте- левско-скотовская...", содержащий критику атомизма и картезианства, Мышковскому — "Философия разума" (1790), Стирпейко — "Лекции по экспериментальной физике" (1792). Г. Ф. Т. дают представление о препо-давании философии в учебных заведениях Беларуси до начала 19 в.Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
ГРОТ Николай Яковлевич (1852— 1899) — русский философ и психолог. В 1875 окончил историко-филологи-ческий факультет Петербургского университета, после чего пробыл два года в Германии. С 1876 преподавал в Историко-филологическом инсти-туте в Нежине. Магистерская дис-сертация — "Психология чувствова-ний в ее истории и главных основах", докторская — "К реформе логики" (1882).
Первый этап творчества Г. носил ярко выраженный позити-вистский характер. Начало второго ("метафизического") этапа датирует-ся переездом Г. в Одессу, где он занял кафедру философии в Новороссийском университете. В 1886 приглашен в Московский университет, где проработал до конца жизни. С именем Г. связано реформирование Мос-ковского психологического общества (в 1888 избран его председателем) и организация журнала "Вопросы философии и психологии" (в 1889), редактором которого он был до 1896 (с 1894 совместно с Лопатиным). Имел широкий круг знакомств, дружил с В. С. Соловьевым, Лопати-ным, князьями Трубецкими, Каве-линым. Был близок с Л. Толстым. Основные работы: "Отношение фи-лософии к науке и искусству" (1883); "К вопросу о свободе воли" (1884); "О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений" (1884); "Джордано Бруно и пантеизм" (1885); "О душе в связи с современными уче-ниями о силе" (1886); "Жизненные задачи психологии" (1890); "Основания нравственного долга" (1892); "К вопросу о значении параллелизма в психологии" (1894); "Основные моменты в развитии новой философии" (1894); "Устои нравственной дея-тельности" (1895); "Основания экс-периментальной психологии" (1895); "Критика понятия прогресса" (1898); "Философия и ее общие задачи" (1904) и др. В первый период творче-ства находился в круге идей пози-тивизма с акцентом на органицизм Спенсера. Абсолютизировал научное знание как достоверное, опытным путем добытое. Отвергал любую ме-тафизику как лжеучение и источник заблуждений разума. За философи-ей признавал лишь функцию синтеза знания и средства его "очищения" от следов метафизики, трактовал ее как научную дисциплину. В психо-логии и теории познания исходил из принципа психофизиологического параллелизма. Чувствование (удо-вольствие и страдание) понимал как "субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в организме и их накоплением в ходе взаимодействия с внешним миром". В психологии был под заметным влиянием идей Сеченова. Познание трактовал как совокупность "психи-ческих оборотов": оно начинается с внешних впечатлений, "переходит" во внутренние психические движе-ния, вызывает волевые стремления и заканчивается снова внешними движениями. Умственные процессы при этом — ассоциации чувствен-ных образов, но не "механические", а "органические" (предполагают про-цессы интеграции — дифференциации образов). Этика Г. исходила из практической установки, требовавшей нахождения оптимального баланса между оптимизмом и пессимизмом как возможности увеличения счастья. Второй период творчества Г. отмечен отказом от установок и многих идей позитивизма, часто изме-ненных на прямо противоположные (в частности, от отрицания свободы воли Г. пришел к ее признанию). Главное же в этот период для него — обоснование необходимости метафи-зики. Особенно велико в этот период на него было влияние философии Шопенгауэра. Тем не менее многие свои ранние идеи Г. сохранил и пере-осмыслил в своей новой философии, которую определял как "монодуа-лизм". Это идеи прогресса, "психо-логической энергетики" (усиленной после знакомства с работами Ост-вальда), чувствования. Именно из переосмысливания пантеистических идей Бруно Г. и извлек новую для себя идею философии чувства именно как философии (метафизики, а не науки), основанной на анализе со-стояний познающего субъекта при помощи "априорного метода" и "метода субъективной индукции". Задача философии — перевод "чувства всемирной жизни" в понятия об ис-тинно существующем. Философия Г. строится принципиально не как мо-нистическая, а как допускающая признание нескольких исходных начал (минимум двух), но и не посту-лирующая их дуализм, а предпола-гающая их некоторое объединение на "нейтральной" основе. Отсюда — "монодуализм". Основная содержа-тельная тема последнего — анализ "высшей вселенской мировой воли", в которой слиты воедино сущее и должное, т. е. силы. "Божественная мировая воля" задала акт творения, а в своем нравственном аспекте она есть мировая любовь. "Личная воля человека" предназначена усиливать пульс идеальной жизни в мире, со-действовать торжеству разума. Соот-ветственно Г. было переосмыслено и понятие прогресса, который стал пониматься как увеличение нравст-венной жизни во Вселенной в силу роста в нем сознания и самосозна-ния. Ранняя смерть не позволила Г. полностью осуществить свою программу реформирования позитивистской философии.В. Л. Абушенко
ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583—1645) — голландский гуманист, теоретик права, государ-ственный деятель. В своем наиболее известном сочинении "О праве войны и мира" (1625) Г. исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройст-ва. Решая вопрос о том, что такое право вообще, Г. анализирует правила, возникшие "путем установления", и правила, вытекающие из "самой природы", соответственно "право волеустановленное" и "естественное право". Право волеустановленное "изменяется во времени и различно в разных местах", его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право всегда "тождественно самому себе", оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Г. с уверенно-стью в том, что даже если бы Бога не было, то естественное право все равно бы существовало. Источник есте-ственного права лежит в контроли-руемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность прису-ща человеку как существу "высшего порядка". Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. В основе стрем-ления людей к общению Г. видит чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организо-вать мирные формы общения является создание людьми государства "не по божественному велению, а до-бровольно". "Государство... есть со-вершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Единая и нераз-дельная, верховная власть выступа-ет началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Ре-зультатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но также и со-общество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Г. уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если про-блема войны и мира неразрешима мирным путем. Г. выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и фи-лософской терпимости. Принципы естественного права (первые пред-ставления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сфор-мулированные Г., носили ярко выра-женный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Г. оказали влияние на формиро-вание философии права в целом и школы естественного права в частности.
А. Р. Усманова
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
Еще по теме ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ:
- ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
- 4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- Философские школы и направления
- ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ГРЕКОВ
- 4. Философская антропология
- ФИЛОСОФСКАЯ, ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ
- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- ГРИЦАНОВ А.А.. Новейший философский словарь, 2004
- ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ