<<
>>

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХО-ЛОГИЯ


— направление современной психологии, начавшее складываться в 1930-е, а в 1950—1960-е получив-шее широкое распространение на Западе как теоретическая альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Основное понятие Г.
П. — "самоактуализация" (применялось уже Юнгом и означало конечную цель развития личности, достижение единства различных ее сторон). Г. П. выступает против построения психологии по образцу естественных наук и называет себя "психологией третьей силы". Принципы гуманистических этики и психологии близки феноме-нологии и глубоко связаны с филосо-фией экзистенциализма: 1) человек ответственен за свои поступки; 2) каж-дый признает право другого на са-мостоятельное творение собствен-ной жизни, ценит его внутренний субъективный мир; 3) любые эмоции, в том числе негативные, состав-ляют внутренний опыт индивида и должны восприниматься другими доброжелательно; 4) каждый человек живет только в настоящем мо-менте — "здесь-и-теперь", и именно этот момент существует для бытия. Поэтому в практическом плане основная тема Г. П. — использование индивидуального внутреннего опыта для изучения и изменения его лич-ности. Биологические и социальные предпосылки личности служат лишь фоном, на котором происходит раз-витие ее самостоятельных и незави-симых потенциальных начал. А сам биосоциальный фон имеет значение лишь тогда, когда тормозит процессы персонального развития и само-актуализации личности. Позиции представителей Г. П. (Маслоу, Роджерс, Олпорт, Фромм, Франкл и др.) неоднородны. Тенденции к экзис-тенциализму и феноменологии соче-таются с антропологией и персоноло- гическими теориями личности. За основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди предоставленных воз-можностей. Человек, согласно Г. П., всегда находится в процессе станов-ления, т. е. он ответственен за реали-зацию как можно большего числа возможностей и живет полноценной жизнью, если выполняет это усло-вие. Отказ от подобного становления и личностного роста является тра-гедией, предательством своей че-ловеческой сущности. Вера в зна-чительность личной,субъективной реальности и личностного смысла существования — вот источники персональной ответственности за де-лаемый выбор. Гносеологические ус-тановки Г. П. следующие (Маслоу): 1) человека нужно изучать как еди-ное, уникальное, организованное це-лое; 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскры-вает внутреннюю природу человека; 3) признание творчества — универ-сальной и неотъемлемой функцией человека ДОЛЖНО быть основным объ-яснительным принципом гуманистической природы человека; 4) изучение психически здорового человека — условие понимания человеческой при-роды в его норме и патологии; 5) не-возможность в изучении поведения человека полагаться на исследова-ния поведения животных, поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существу-ющих в данный конкретный момент истории.Практическая привлека-тельность идей Г. П., признающей личность как зрелую, уникальную и целостную систему, которая пред-ставляет самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято, создает условия для со- здания различного рода поддерживающих гуманитарных технологий: "недирективных" педагогики и пси-хотерапии, тренингов личностного и "творческого" роста и др. Так, в от-ношении "недирективной" психоте-рапии гуманистический характер психологических идей проявляется следующим образом: если неудовле-творение жизненных потребностей может привести к физическому ис-тощению организма, то фрустрация высших человеческих целей может привести к психической патологии, неврозу. Поэтому новым шагом в оказании психологической помощи будет "терапия, центрированная на человеке" (Роджерс), т. е. психоло-гический контакт терапевта и кли-ента, приводящего к конструктивному изменению личности, должен пройти эволюцию от терапевтической техники к человеческим взаимо-отношениям.
Д. В. Ермолович
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ (лат. humanus — человечный и лат. religio — набожность) — по Фромму, один из типов религии, отличительным признаком которого является избрание человека и его силы в качестве центра, родственного всему миру, постигаемого мыслью и любовью. В этой религии Бог есть символ сил самого человека, реализуемых им в жизни, образ высшей человече-ской самости. Главная добродетель этого типа религии — самореализация человека, развитие им способно-сти любви ко всем живым существам и переживание единства со всем. Преобладающим настроением Г. Р. является радость. В качестве примеров Г. Р. Фромм называл ранний буддизм, учения Исайи, Иисуса, Сократа, Спинозы, некоторые направ-ления в иудаизме и христианстве (преимущественно мистического толка) и др.
В. И. Овчаренко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХО-ЛОГИЯ:

  1. ПСИХО-ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ
  2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХО-АНАЛИЗ
  3. ПСИХО ТРОННОЕ ОРУЖИЕ S МИРЕ
  4. Гуманистическая мораль
  5. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  7. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  8. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  9. Лоренцо Валла и гуманистический эпикуреизм
  10. Кульминация гуманистического антропоцентризма у Пико делла Мирандола
  11. Гуманистическое просветительство Эразма и его трактовка свободы