<<
>>

ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог

, представитель «второго поколения» Франкфуртской шко-лы. Наибольшее влияние на теоре-тические воззрения Хабермаса оказали Маркс, Вебер и Гегель. Однако в своих работах Хабермас опирается на самые различные философские традиции: марксизм, «критическую теорию общества», развиваемую Франкфуртской школой, герменев-тику, позитивизм, философию языка, психоанализ Фрейда.

Одна из главных идей Хабермаса — создание всеобъемлющей теории общества, направленной на самоосвобождение людей от отношений господства (доминирования). Выступая против глобальной критики объективности, осуществляемой в русле современной философской герме-невтики, Хабермас соединяет мето-дологическую герменевтику с фило-софией языка. При этом исходным пунктом становится «критика идеологии», начало которой было положено Марксом, утверждавшим, что взгляды и идеи отражают обще-ственные интересы их носителей.

Идеология, являющаяся, по Ха- бермасу, системой иррациональных или искаженных взглядов, должна подвергнуться критике, рациональному анализу.

С точки зрения Хабермаса, теория понимания не должна рассматривать человека вне связи с социальными и историческими факторами и всякое адекватное понимание языка должно исходить из тех практических (прагматических) целей, в которых говорящий ис-пользует язык. В связи с этим он разрабатывает «универсальную прагматику», несводимую к ана-лизу языка и речи. Рассматривая язык как медиум, в котором экс-плицируется и обосновывается всякое человеческое действие, универсальная прагматика стано-вится основой общей теории социального действия. По мнению Хабермаса, интерсубъективная коммуникация возможна, несмотря на различия в пред-пониманиях участников, если участники стремятся к «идеальной речевой ситуации» (каждый имеет равные возможности участия в диалоге,

может открыто выражать свои идеи и критиковать чужие; исключаются ограничения, связанные со статусом участника; единственная мотивация участников — достижение консен-суса по поводу истинности выска-зываний и вал ид ноет и норм).

В речи уменьшаются социальные различия между говорящими. Идеальная речевая ситуация может быть недостижимой, однако, чтобы приблизиться к ней, участники должны преодолеть «систематически искажаемую коммуникацию», в которой подавляются и скрываются интересы говорящих. По Хабермасу, эти искажения обусловлены разделением труда и соответствующей ему структурой господства (доминирования). Способ устранения патологических по-следствий систематически искажаемых коммуникаций Хабермас видит в фрейдистской психотерапевтиче-ской модели. Сокращение искаже-ний понимания общественных про-цессов возможно на основе анализа и обобщения эмпирического знания об обществе, каузального объясне-ния и исторической критики обще-ственных явлений. Построение все-объемлющей социальной теории предполагает разработку концепции познания, основанной на общей теории коммуникативного действия. Хабермас выделяет три типа коммуникаций и соответствующих им действий. Когнитивной коммуникации соответствуют инструментальное и стратегическое действие, ин-терактивной коммуникации — нормативно регулируемые действия и экспрессивной коммуникации — драматургическое действие.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889—1976) — немецкий философ, экзистенциалист. Основная философская программа Хайдеггера представлена в «Бытии и времени» (1927) фундаментальной онтологией, главной задачей которой является сосредоточение внимания на проблеме смысла бытия. Хайдеггер убежден в том, что необходимо подвергнуть де-струкции («разбору») всю европейскую философскую традицию как «метафизическую» с тем, чтобы отыскать продуктивный путь к «истине бытия». Инструментом этой деструкции становится у него феноменология, из чего следует и феноменологический характер его трактовки проблемы. Фундаментальная онтология, по мысли Хайдеггера, должна была стать основой универсальной он-тологии, имеющей дело с бытием вообще. Однако он так и не завершил этот мыслительный проект: из двух частей задуманной им работы в «Бытие и время» вошли только «Введение» и два первых раздела — «Подготовительный фундаментальный анализ присутствия» и «Присутствие и вре-менность».

Остальная работа была непосредственно продолжена им в лекционных курсах «Основные проблемы феноменологии» (1927), «Кант и проблема метафизики» (1929) и др. Хайдеггер видит освобождение горизонта для интер-претации смысла бытия в онтологической аналитике Dasein — человеческого присутствия (здесь-бытия, бытия-вот), ибо только человеку из-начально «открыто» бытие и только через человеческое бытие, вопрошающее о смысле, может быть понято и осмыслено бытие как таковое. Описание структуры Dasein осуществляется Хайдеггером посредством «экзистенциалов» — историчность, заброшенность, покинутость, ус- редненность, решимость, вина, смерть и др., подчеркивающих спе-цифичность человеческого бытия как экзистенции. Экзистенция, будучи конечной, «бытием-к-смер- ти», выступает как эк-зистенция, «нахождение вовне». Человеческое бытие в его целостности характеризуется Хайдеггером как забота (sorge), включающая «бытие-в-ми- ре» («заброшенность» в мир), «бы- тие-при-внутримировом-сущем» («обреченность вещам») и «забегание вперед» («проект», выбор само-го себя, своя возможность) — харак-теристики, одновременно оказыва-ющиеся модусами времени (прошлое, настоящее, будущее). Чрезмерная приверженность настоящему, погруженность в повседневность, заслоняющая от человека его конечность, является неудачей Dasein открыто противостоять своим собственным возможностям. Такая экзистенция определяется Хай-деггером как неподлинное (неаутен-тичное) бытие и характеризуется им в терминах das Man (безличности, усредненности); послед-нее влечет за собой также неподлинный способ философствова-ния, отождествляющий бытие с сущим, а мир — с «внутримиро- вым сущим». Однако решающим в определении Dasein оказывается то, что оно вовлекает время. Хайдеггеровское понимание времени не имеет ничего общего с физическим временем, состоящим из моментов «теперь»; время Dasein неизбежно оказывается временем сознания, побуждением к будущему, темпоральным становлением. Будущее является набором открытых возможно-стей, но человек в равной степени должен признавать свою исто-ричность, конечность и реальность смерти.
Аутентичное бытие предполагает это признание, a Angst (тревога, или страх) показывает нам, что по ту сторону че-ловеческого существования просто ничего нет. После так называемого «поворота» (Kehre) в начале 30-х гг. начинается второй пе-риод философской деятельности Хайдеггера, сосредоточивающегося теперь на осмыслении бытия как истины (алетейи, непотаенно- сти) и события. Путь к «истине бытия» пролегает через преодо-ление метафизики, берущей свое начало у Парменида и Платона и завершающейся провозглашением нигилизма у Ницше. Нигилизм

— это плата за забвение европейским мышлением онтологической разницы между бытием и сущим, а потому преодоление метафизики мыслится как возвращение к нереализованным возможностям европей-ской культуры, которые он усматривал в греческом мышлении досокра- товского дериода, еще пребывающем в «истине бытия». В многочисленных эссе и лекциях Хайдеггер также вводит темы техники, мира и языка, обращается к анализу поэзии и искусства как «хранителей бытия».

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог:

  1. Юрген Хабермас
  2. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
  3. ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген
  4. ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский методолог и философ
  5. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  6. Немецкая классическая философия
  7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. Глава VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПАНРАЦИОНАЛИЗМ
  10. НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии