<<
>>

ХАОСМОС


— понятие постмодер-нистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не иденти-фицируемое однозначно ни в систе-ме отсчета оппозиции хаос — космос (см. Космос, Хаос), ни в системе отсчета оппозиции смысл — нонсенс (см.
Нонсенс), но характеризующееся имманентным и бесконечным по-тенциалом упорядочивания (смыс- лопорождения) — при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин "X." был введен Д. Джойсом ("Поминки по Финнегану") как про-дукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса. В классическом постмодернизме понятие "X." тесно связано с концептами "нонсенса" и "нестабильности". Согласно рефлек-сивной оценке классиков постмодер-низма, сам феномен постмодерна "порожден атмосферой нестабильности": культура эпохи постмодерна ориентирована на осмысление именно нестабильности как таковой, — или, по Лиотару, "поиск нестабиль- ностей". Феномен "нестабильности" осмысливается постмодернистской рефлексией над основаниями совре-менной культуры в качестве фун-даментального предмета интереса постмодерна: собственно, по форму-лировке Лиотара, "постмодернистское знание... совершенствует... нашу способность существовать в несораз-мерности" (ср. с современным синер- гетическим видением мира, которое рефлексивно обозначается Пригожи- ным как "Философия нестабильности"). И если синергетика рассматри-вает в качестве непосредственного предмета своего анализа неравновес-ные системы, характеризуемые таким течением процессов самоорганизации, при которых принципиально невозможно любое невероятностное прогнозирование будущих состояний системы, то постмодернизм де-монстрирует практически изоморф-ную парадигмальную установку, ориентируясь на исследование прин-ципиально непредсказуемых нели-нейных динамик как способа бытия нестабильных хаотизированных си-стем (например, трактовка Делёзом и Гваттари такого феномена, как "тело без органов": последнее интер-претируется как обладающее "лишь интенсивной реальностью, опреде-ляющей в нем уже не репрезентативные данные, но всевозможные алло-тропические вариации" — см. Тело без органов). Именно исходя из презумпции креативного потенциала нестабильных (неравновесных) сред трактует постмодернизм и проблему источника самоорганизационных процессов: например, в номадологическом проекте постмодернизма (см. Нома-дология) таковым источником вы-ступает "потенциальная энергия" системы, которая оценивается в ка-честве "метастабильной" (Делёз, Гваттари). Важно при этом отметить то обстоятельство, что хаос в постмо-дернистском контексте трактуется, как и в синергетике, в первую очередь, в аспекте своей креативности: отсутствие наличной организации понимается как открытость различ-ным возможностям конфигурирования, — например, лишенный изна-чального смысла текст предстает как принципиально незамкнутое поле ак-туализации плюрально множащихся потенциальных семантик (см. Озна-чивание, "Пустой знак", Хора). — Постмодернистский хаос трактуется в аспекте своей креативности: акцент делается не на отсутствии наличной упорядоченности, но на потенциальной плюральной версифицированной космичности. "Метастабильность" постмодернистски понятой предмет-ности заключается в том, что послед-няя, строго говоря, не может быть интерпретирована ни в качестве просто хаотичной, ни в качестве космически упорядоченной (если понимать эту упорядоченность как окон-чательное обретение структуры и смысла). Согласно постмодернистской версии видения реальности, наличие данное бытие представляет собой "имманентное тождество космоса и хаоса", "некий хаос-космос", "игру смысла и нонсенса" (Делёз). Очевидно, что данная семантическая фигура не только семантически изоморфна базовому постулату си-нергетики — "порядок из хаоса", — но и выражает зафиксированный синергетикой осцилляционный ме-ханизм осуществления процесса са-моорганизации (см. Синергетика). Подобно тому, как в современном ес-тествознании креативность хаоса связывается с пониманием последне-го в качестве "достигнутого", пост-модерн также признает "достижение хаоса" содержательно необходимым этапом процедур смыслопорожде- ния. В частности, для постмодернизма характерна идея сознательного создания хаотичности, понимание хаоса как достигнутого в результате целенаправленной процедуры по от-ношению к семантическим средам: от предложенного в свое время А. Жарри в контексте "патафизики" принципа "внесения хаоса в по-рядок" — до сформулированного Д. В. Фоккема принципа "нонселек-ции" как преднамеренного создания текстового хаоса. В контексте пост-модернистской номадологии понятие "X." обретает фундаментальный статус: согласно Делёзу и Гваттари, в современной картине мира "хаос- мос-корешок (подчеркнуто мной. — М. М.) занял место мира корня" (т. е. мира линейно выстроенных осей и линейно понятых закономер-ностей — см. Ризома). В постмодер-нистском контексте понятие "X." интерпретируется уже не просто как контаминация "хаоса", "космоса" и "осмоса", — хаос мыслится как чреватый космосом, и возможность этой космизации (упорядочивания) реализуется в актах переходов его из одного осмотического состояния в другое: бытие ризомы как реализую-щее себя посредством осцилляций между этими состояниями: по фор-мулировке Делёза и Гваттари, "меж-бытие, интермеццо".
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ХАОСМОС:

  1. КОСМОС
  2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (лат. existentia - существование и психоанализ
  3. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
  4. НОНСЕНС
  5. НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ
  6. ХАОС
  7. РИЗОМА
  8. ЭКЗИСТЕНЦИЯ
  9. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  10. РИЗОМА(фр. rhizome - корневище
  11. Авторы статей
  12. § 3. Субъекты финансового права
  13. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  14. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  15. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства