<<
>>

ХАРИЗМА


(греч. charisma — бо-жественный дар, благодать, милость) — наделенность(во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера — по-литического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогреши-мости или святости.
Качество X. тра-диционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо трансцендентными мистически-интерпретируемыми силами. Термин "X." был впервые употреблен в социологических концепциях Трёльча и М. Вебера, у которого X. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполага-ет авторитет харизматического ли-дера, постоянно вынужденного забо-титься о своей X.В организациях, построенных по принципу X., уход лидера практически всегда сопро-вождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко да-же выделяются в особый разряд со-циальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и рефе-рентных социальных групп традици-онно относят к первым), так как их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру). Представление о X. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям. В ранней христианской традиции X. — содействие, ниспосы-лаемое Святым Духом избранным людям ("дар" проповеди, чудотворе- ния, пророчества и т. д.). После кон-ституирования церковных органи-заций учение о X. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христиан-ского вероучения: постулировалось, что человек как существо греховное склонен ко злу и без наделения X. для него нет и быть не может спасения и блаженства. Считалось, что X. дается верующим через церковь, че-рез духовенство, через таинства. Ут-верждалось, что духовенство наделено особой благодатью — священством, которым может быть наделен истинно верующий. Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на "клир" и "мирян": сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом. Светские идеологии религиоз-ного типа (культы личности, партии, класса, народа и т. п.) заимствовали представления о X.: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т. д. (По Гегелю, сущест-вующий порядок вещей может быть опровергнут "всемирно-историчес-кими индивидуумами", Кант осуждал X. человека как противоречащую религиозной морали, Ницше полагал регулярное появление в мире людей — носителей X. — абсолютно необходимым для человечества.)
А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ХАРИЗМА:

  1. ХАРИЗМА (греч. charisma - божественный дар, благодать, милость
  2. КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
  3. КНИГИ ИГОРЯ ДОБРОТВОРСКОГО
  4. Четыре фактора успеха продавца
  5. Как надо оценивать себя
  6. ЛИДЕРСТВО
  7. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ Я-ГИПОТЕЗЫ
  8. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД БИЗНЕС-ТРЕНЕРА, КОНСУЛЬТАНТА
  9. ВАШ ГОЛОС - ЗВУКОВАЯ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
  10. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ