<<
>>

ХРИСТИАНСТВО


(греч. christos — помазанник, мессия, спаситель) — 1) Вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христи-ан источника.
Впервые термин "X." как обозначение веры последовате-лей Христа — христиан — возник, согласно кн. Деяний, в Антиохии Сирийской ок. 42. Первоначально последователи Иисуса не называли себя христианами и свою сообщ- ность — X., — это имя атрибути-ровалось в презрительном смысле Церкви и ее членам язычниками, однако впоследствии, связавшись в семантике X. с искупительной жертвой Иисуса, оно конституировалось в контексте христианской церкви как самоназвание. X. представляет собою наиболее последовательное
Христианство 1197 и полное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемо-гущего Бога как трансцендентного миру Абсолюта, единого в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого (см. Троица). Бог личен, в силу чего проявляет в общении с миром и человеком совокупность онто-логических и нравственных свойств, главное из которых — любовь. Подобие этих свойств составляет Образ Божий в человеке, что делает последнего причастным Божественного естества, обладателем бесценного дара личностного бытия. В первона-чальной гармонии материального и духовного начал в человеке X. полагалось единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопа-дения (запечатленного в феномене первородного греха) и восстановлено учением, страданием, крестной смертью и воскресением Иисуса Христа. Христоцентризм акцентирует в X. фе-номен искупительной жертвы Христа как вектор выходящего за пределы оценочной этики милосердия и спасения ("обожения") человечества, несмотря на его греховность (распятие как эмоционально-содержательное ядро христианской символики). В соответствии с этим нравственная максима достойного "несения своего креста" апплицируется в X. на парадигмы человеческого поведения (се-мантическая фигура мученика, аксио-логически значимый статус страдания ("сердца болезнующего") и аскезы в христианской этике), что задает глу-бокий психологизм X.: диалогизм со-бытия человека с Богом, макси-мально реализующийся в феномене откровения; ориентация на рефлек-сивные формы сознания (например, культивация осознания собственной греховности — начиная с "Исповеди" Августина); остро личное эмоци-ональное переживание любви к Богу; парадигма не чувственного и не бесчувственного, но сочувственного отношения к миру (начиная с Максима Исповедника) и т. п. (ср. с соот-ветствующими нравствеными про-граммами стоицизма, основанными на постулате бесстрастной атарак-сии). Перенесение хронологических акцентов из настоящего (античные философия истории, гедонистическая этика и др.) в будущее (идея вто-рого пришествия и царствия Божиего на земле) задает в X. парадигму дистанцирования от социального контекста как воплощения неспра-ведливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Поел, к евр., 13, 13—14). В этой связи аксиологи-ческую значимость обретает в X. феномен сознательной самоизоляции, выпадение из связей "града земного" (отшельничество, монашество, добро-вольное нищенство в западноевропейских "братствах" типа францискан-ских общин и среди православных юродивых и др.).
В этом контексте ориентации на нездешнее ("быть в мире, но не от мира сего") новую артикуляцию и семантическую на-полненность в X. обретают процедуры обрядности, что проявляется, прежде всего, в феномене "таинства" как акта реального открывания себя сакральной сферой в сфере повседнев-ности (ср. с традиционной дохристиан-ской функцией культа как регулятора бытия именно в сфере повседневности): крещение как изглаживание наслед-ственной греховности; причащение как интимное соединение с Иисусом посредством вкушения хлеба и вина, претворенных в "Плоть и Кровь Христову" (признаются всеми конфессия-ми X.); миропомазание как передача Даров Святого Духа; священство как введение в право совершения таинств в качестве пастыря; бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью; исповедь как покаяние перед Богом и соборование как испрашива- ние исцеления души и тела (принима-ются православием и католицизмом, но не во всем объеме практикуются в протестантизме). Эволюция X., сохраняя исходный канон вероучения, демонстрирует в настоящее время тенденции обновления (протестант-ский модернизм, феномен аджорна- менто в католицизме и др.). 2) Одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католицизм, протес-тантизм в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты). X. возникло в 1 в. в восточ-ных провинциях Римской империи. Благодаря универсализму нравствен-ных принципов X. и, в первую очередь, провозглашаемому кодексу ценностей, основанному на презумпциях равенства, милосердия и любви, идее Спасения, избавления, получило широкое распространение. В 311 X. обретает легальный статус, в 324 — становится государственной религией, унифицируется Символ Веры. В 1054 в результате разногласий между Восточной и Западной христианскими Церквами по проблеме филиокве происходит раскол единой христи-анской Церкви на православие и ка-толицизм. В контексте культурного движения Реформации осуществля-ется дистанцирование от католицизма такой конфессии X., как протес-тантизм (1526). В настоящее время X. конфессионально объединяет более 1 млрд. 800 млн. человек (по данным 1993); в развитии X. наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданно-го в 1948 Всемирного Совета Церквей; христианская Церковь выступает значимой социальной силой совре-менности. 3) Тип культуры, перво-начально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем — в целом — в контексте западной традиции раз-нообразные культуры античности (язычество). В эпоху великих геогра-фических открытий в результате мис-сионерской деятельности различных конфессий X. переносится как в Се-верную, так и в Южную Америки, Австралию, а также ряд областей Африки и Азии, где приобретает свои специфические особенности (феномен вернокулярности). Христиан-ские основания данного типа куль-туры задали глубинный дуализм ее базовых мировоззренческих оснований (равно восходящих к античному рационализму и ближневосточному иррационализму) и оказали фунда-ментальное (как аксиологическое, так и содержательное) детерминирующее влияние на развиваемые в контексте этой культуры: мораль (практичес-ки все кодексы которой генетически восходят к библейскому декалогу); философию (от универсальной идеи трансцендентализма и до предельно конкретной специфики артикуляции схоластикой онтологической и гносео-логической проблематики); искусст-ва (включая и тематику, и образный строй); доминирующие системы ценностей (переосмысление таких фун-даментальных для человеческого бытия универсалий, как добро, спра-ведливость, свобода, любовь и счастье) и культурные идеалы, а также осознание этой культурой себя как векторно ориентированной в будущее (см. Социальное время, Надежда). Ядром X. как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-по-литических и духовно-идеологических контекстах, рефлексивную самооцен-ку и индивидуальную ответственность за судьбы мира. (См. также Теизм, Вера, Бог, Иисус Христос, Троица, Филиокве, Символ веры, Библия, Православие, Католицизм, Протес-тантизм, Мистика, Откровение, Патристика, Богословие православное, Теология, Апофатическая теология, Катафатическая теология, Экзегетика, Апологетика, Персонализм, Схоластика, Томизм, Неотомизм, Аджорнаменто, Диалектическая те-ология, Протестантская этика, Про-виденциализм, Теодицея, Теургия, Апокалипсис, Пиетизм, Квиетизм, Исихазм, Хилиазм, Эсхатология, Ереси.)
о. Сергий Ленин, М. А. Можейко
ХРИСТОС — см. ИИСУС ХРИСТОС.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ХРИСТИАНСТВО:

  1. ХРИСТИАНСТВО
  2. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ
  3. Сущность христианства
  4. РАЗВИТИЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА
  5. ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель
  6. Часть 5
  7. ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний и logos - учение
  8. ПРОТЕСТАНТИЗМ
  9. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  10. ФИЛИОКВЕ
  11. АПОЛОГЕТИКА
  12. АНТИХРИСТ
  13. ОЩУЩЕНИЕ