<<
>>

ХЮБРИС

(франц. l'hubris — от греч. ubris — необузданность, невоз-держанность, бесчинство) — термин, используемый в современной западной философии (при отсутствии со-ответствующего слова в обыденных языковых практиках) для обозначения предпороговых форм стихийных процессов, задающих неустойчивые параметры функционирования опре-деленной системы и открывающих возможности новых форм ее бытия.

В контексте парадигмальных уста-новок античной культуры, чье значение актуализируется этимологией термина, понятие X.

демонстрирует очевидные коннотации, связанные с семантически изоморфными поня-тиями "беспредельного" в пифагоре-изме, "апейрона — беспредельного" у Анаксимандра, стихии неоформ-ленного начала в целом (см. Гилемор-физм), с одной стороны, и с понятием хаоса, — как в смысле его неограни-ченности формой, так и в смысле его атрибутивного качества стихийно- катастрофической внутренней активности ("кипение", "бурление") — с другой. Понятие "X." используется в различных концептуальных контек-стах, объединенных (при достаточно широком диапазоне анализируемой предметности) такими моментами, как: 1) аппликация на феномены социального (социально-политического, социально-психологического, социо-культурного и т.
п.) ряда, рассмат-риваемые с точки зрения их им-манентной внутренней активности; 2) сосредоточение на аналитике таких состояний исследуемых предме-тов, которые могут быть оценены как нестабильные и чреватые трансгрес-сией системы; 3) фиксация непродук-тивности механических (силовых) форм контроля и регламентации X., навязываемых извне; 4) фокусиров-ка внимания на механизмах рацио-нальной самоорганизации систем, характеризующихся X. Централь-ным моментом трактовки X., таким образом, является отказ от анализа внешней детерминации процессов преодоления X. и рассмотрение последних в качестве динамики само-организации социальных сред.
— В подобной установке обнаруживает себя та намечающаяся в современ-ной философии тенденция формиро-вания методологии исследования не-линейных динамик (см. Нелинейных динамик теория), которая может быть оценена как гуманитарная парал-лель соответствующего поиска в ес-тественнонаучной сфере, обретшего свое результативное выражение в синергетике. X. в данном контексте выступает аналогом одновременно и принципиально неупорядоченного исходного состояния среды ("хаоса" в синергетическом понимании этого термина), и неравновесного состоя-ния системы, открывающего плю-ральные возможности радикально новых форм и путей ее развития — вследствие незначительных и прин-ципиально случайных флуктуаций. Формы же самоорганизации соци-альной среды, путь к которым открывается посредством самоупорядочивания X., могут быть поставлены в соответствие с диссипативными струк-турами, возникающими в ходе само-организации анализируемых синер-гетикой сред. Так, именно подобным образом (с акцентом на креативно- организующем потенциале) трактуется X. в политической философии Аренд. Рассматривая специфику че-ловеческого действия как такового,

Аренд отмечает X. в качестве его ат-рибутивной характеристики: "дей-ствие, каковым бы ни было его специфическое содержание, всегда... имеет внутреннюю тенденцию разрывать все ограничения и пресекать все границы". Последние "хотя и... могут образовать некоторую защиту от присущей действию безграничности", тем не менее в принципе не способны ограничить (ввести в раци-онально заданные пределы) сущностно алогичный и имманентно чреватый трансгрессией X. Принципиальная невозможность подчинения X. навя-занной извне нормативной детер-минации неизбежно сопряжена с "неотъемлемой от него непредсказуемостью", в силу чего Аренд ради-кально отказывает в адекватности любому невероятностному прогнозу социальной динамики. Однако не-предсказуемость X., по Аренд, "есть не просто вопрос неспособности пред-видеть все логические последствия какого-либо акта (в этом случае эле-ктронный компьютер был бы способен предсказывать будущее)", — данная непредсказуемость носит сугубо прин-ципиальный характер и основана на имманентной креативности X.: "без-граничность действия есть только другая сторона его поразительной способности к установлению отно-шений, то есть его специфической продуктивности".

Фиксируя поли-тический аспект данного феномена, Аренд отмечает, что "старая добродетель умеренности, удерживания в рамках, есть на самом деле одна из политических добродетелей par excel-lence, точно также как политический соблазн есть на самом деле hubris (что так хорошо знали греки, полностью изведавшие возможности действия), а не воля к власти, во что мы склонны верить". Классическим примером аналитики X. также выступает осуществленное Фуко исследо-вание сексуальности, основанное на понимании последней в качестве X.: "необузданность (франц. l'hubris. — М. М.) здесь предстает как нечто фундаментальное" (Фуко). В противовес традиционно сложившимся па-радигмам (классическим образцом которых выступает, например, пси-хоанализ) человеческая сексуальность рассматривается Фуко не с точки зрения ее исторически дифференцированных ограничений извне (со стороны соответствующих социальных институтов и моральных кодексов), но через призму идеи самоорганизации, центрируя внимание на античном типе сексуальной культуры, практикующем "некоторый стиль морали, который есть овладение собой" (Фуко). Сексуальность вос-принимается и оценивается такой культурой именно как X., "как нео-бузданность, и, стало быть, пробле- матизируется с точки зрения трудности ее контроля". Именно в силу такой исходной установки, в рамках подобных культур (а, по мнению Фуко, к такому типу принадлежит и со-временная сексуальная культура — в отличие от жестко регламентированной средневековой) "необходимо создавать себе правила поведения, благодаря которым можно обеспе-чить... владение собой" (Фуко), или — иными словами — "практики существования" или "техники себя", позволяющие индивиду придать сво-ей исходной сексуальности, артику-лируемой как X., культурные формы ("эстетики существования") и консти-туировать себя в качестве социально адаптированного и гармоничного субъекта. Подобные "самотехники" не имеют, по оценке Фуко, ничего общего с дедуктивным подчинением наличному ценностно-нормативно- му канону как эксплицитной системе предписаний и, в первую очередь, запретов: "владение собой... принимает... различные формы, и нет... одной какой-то области, которая объединила бы их". Соответственно, и "принцип стилизации поведения" не является универсально ригористичным, но имеет смысл и актуальность лишь для тех, "кто хочет придать своему суще-ствованию возможно более прекрасную и завершенную форму" (Фуко). Фиксируя в своем содержании указанные семантические моменты (несмотря на конкретные вариации в контекстах различных философских построений), понятие "X.", таким образом, выступает одной из важнейших категориальных структур оформ-ляющейся в современной философии модели нелинейных динамик (см. Хаос, Постмодернизм, Нелинейных динамик теория, Неодетерминизм, Си-нергетика).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ХЮБРИС:

  1. ИГРА СТРУКТУРЫ
  2. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВ-СТВИТЕЛЬНОСТЬ
  3. ПЕРЕНЕСЕНИЕ
  4. НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙ-НОСТЬ
  5. ЭСХАТОЛОГИЯ
  6. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
  7. Авторы статей
  8. АРГУМЕНТАЦИЯ
  9. ФРЕЙДИЗМ
  10. § 3. Субъекты финансового права
  11. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  12. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  13. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  14. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  15. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  16. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  17. § 3. Система финансового права
  18. § 4. Источники финансового права
  19. § 2. Принципы финансового права