<<
>>

ИДЕАЛ

(греч. idea — образец, норма) — идеальный образ, имеющий нормативный характер и определя-ющий способ и характер поведения, деятельности человека или социаль-ной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И.

в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности — в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагаю-щим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей. Много-образие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько И., отражаю-щих основной круг его интересов, активности (общественный, эстети-ческий, нравственный, научный, религиозный и др.)- Общественный связан с выбором мотива, оправды-вающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и полити-ческих целей.
Так, в европейской традиции, начиная с Платона, сосу-ществует устойчивое представление об идеальном государстве. С организующей функцией И. для дости-жения коммунизма как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм. Не меньшую роль в истории играл И. еди-ного национального государства (в странах Западной Европы 18— 19 вв.; Восточной — 20 в.). В ряде стран мира используется И. ислам-ского государства. С точки зрения внутренней организации государст-ва в мире конкурируют два основных И. — демократии и сильной власти. Эстетический И. отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа, человек в его данности через внешние атрибуты — тело — и внутренний мир).
Нравственный И. задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло). В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравствен-ный И. —• от первых кодексов возникшей в античности концептуаль-ной этики до "морального кодекса строителя коммунизма". Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание. Религиозный И. непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий. Научный И. представлен определенной совокупностью исторически варьи-руемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска (этикет научной деятельности). Личный И. своим наличием в культуре фиксирует ценность индивиду-ального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я (воспитание). Он имеет самые разные ориентации — от общественно- значимых до личностно-интимных. Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И. достаточно сложна и актуальна для многих культур — например, такие явле-ния, как нежелание участвовать в выборе коллективного И. (аполитичность, асоциальность, бездуховность). Феномен И. стал предметом осмысления в философии достаточно поздно. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целе- полагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в каче-стве цели. Поскольку достижение цели лишает И. статуса существова-ния, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство, где И. обретает онтологический статус прекрасного. Гегель определяет И. как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней — как подчинение "эмпирической действи-тельности" Абсолютному Духу.

А. И. Лойко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИДЕАЛ:

  1. ИДЕАЛ
  2. Идеал
  3. ИДЕАЛ
  4. Этический идеал
  5. Цзюньцзы: идеал мистического знания
  6. Социальная философия и идеал справедливого общества.
  7. 15. Возрождение, Реформация и политико-правовые идеалы гуманизма
  8. 7.4. Эксперимент
  9. Признаки влюбленности
  10. КАК НАЙТИ МУЖЧИНУ СВОЕЙ МЕЧТЫ
  11. МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный
  12. Часть 5
  13. СОЦИАЛИЗМ
  14. ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ