<<
>>

ИДЕАЛИЗМ


(от греч. idea — идея) — направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма и реа-лизма.
Идеальное
Термин «идеалист» впервые был использован Лейбницем в 1702 г., который противопоставил «величайшего идеалиста» Платона «величайшему материа-листу» Эпикуру.
Однако исторически первым идеалистическим учением следует признать пифагореизм, считавший первоосно-вой вещей бестелесные начала: число, предел и беспредельное. Платон, испытавший влияние пифагореизма, создал классический образец идеализма. В его учении чувственно постигаемый мир вещей и людей объявляется производным в качественном и генети-ческом отношении от умопостигаемых идей — бестелесных об-разцов вещей, вечных, неизменных и совершенных, которые, по Платону, существуют более ре-ально, чем бренные, изменчивые вещи. Еще более последовательная и систематическая форма идеалистической философии была представлена неоплатониками. У них вещи, тела, материя рас-сматривались как деградировавшая до единичного, индивидуального мертвеющая периферия духовного бытия, истекающего из бестелесного абсолюта — Единого. Платонизм являет собой раз-новидность идеализма, впоследствии получившего название объективного (Гегель). Объективный идеализм признает реальное существование вещей вне сознания человека и наделяет объективным бытием духовное; оно субстанциально (существенно), а потому и более реально, чем телесное. Духовное в человеке (мысли, образы, понятия) есть присутствие (или проявление) объективированного духовного вне человека, поэтому формы челове-ческого мышления тождественны формам бытия (панлогизм). Истина, добро, прекрасное и т.д., таким образом, объективны. Ввиду своей близости к религии объективный идеализм безраздельно господствовал в философии Средневековья. Объективный идеализм получил также широкое распространение в XIX—начале XX вв. под именем аб-солютного идеализма (Шеллинг, Гегель) и неогегельянства (Грин, Бред- ли, Бозанкет, Ройс, Джентиле, Кроче и др.). В XVIII в. в философии Беркли и Юма оформляется идеализм субъективный, и в силу исторического стечения обстоятельств перво-начально (до XIX в.) словом «идеализм» именовали берклианство. Вы-двинутое Беркли кредо субъективного идеализма гласит: «существовать — значит быть в восприятии». Субъективный идеализм, таким об-разом, занимает антиреалистическую позицию, сомневается в существовании чего-либо (как вещей, так и бестелесных идей, духов и т. п.) вне сферы опыта. Бытие в субъек-тивном идеализме совпадает с опытом, являющимся единственной реальностью. Теоретически возможна (но в чистом виде в истории философии не встречалась) также крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм, который ограничивает бытие сознанием познающего субъекта. Наиболее близко к солипсизму подошла имманентная школа (Шуппе, Шуберт-Зольдерн). На практике субъективный идеализм объявляет вопрос о существовании вещей вне опыта «лишенным смысла». Субъективный идеализм получил наибольшее распространение во второй половине XIX—в первой половине XX вв. (прагматизм, эмпириокритицизм, махизм, нео-позитивизм). В зарубежной литературе также нередко встречается кантианская классификация иде-ализма, который идеализм Беркли называл «догматическим», а философию Декарта — «проблематическим» идеализмом, припи-сывая последнему сомнения в су-ществовании вещей в пространстве. Свою же собственную фи-лософию Кант именовал «транс-цендентальным» идеализмом.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ИДЕАЛИЗМ:

  1. ИДЕАЛИЗМ
  2. ИДЕАЛИЗМ
  3. 5 . Система объективного идеализма Г. Гегеля
  4. 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля.История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
  5. 1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание?
  6. НЕОПЛАТОНИЗМ
  7. МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный
  8. КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак
  9. Марк Аврелий
  10. КАТЕГОРИЯ
  11. МАТЕРИАЛИЗМ
  12. ПАНЛОГИЗМ
  13. 2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
  14. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ Д.М. КЕЙНСА и их значение для развития науки и практики
  15. СПИРИТУАЛИЗМ
  16. НОУМЕН
  17. НОУМЕН
  18. ФАТАЛИЗМ (от лат fatalis — роковой, fatum — рок, судьба
  19. МЕХАНИЦИЗМ