ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
— методологическая категория, предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Опасной ошибкой, дезориентирующей исследование, Вебер считал "смешение теории и истории", при котором содержание теории, созданной ученым, некритически отождествляется с самой реальностью и выдается за отражение ее глубин-ной сущности.
Такие понятия, как "капитализм", "христианство", "сред-невековое городское хозяйство" и т. п., по мнению Вебера, не извлекаются из эмпирической действи-тельности как обобщение наиболее часто наблюдаемых явлений, а представляют собой И. Т. — исследо-вательские "утопии", не имеющие буквальных аналогов в действитель-ности. Они образуются благодаря взгляду на эмпирическую действи-тельность с определенной исследо-вательской позиции; избранный ракурс рассмотрения связывает разрозненные единичные явления в "лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей". По-скольку И. Т. представляет собой продукт "научно дисциплинированной фантазии", никогда нельзя заранее определить, имеем ли мы дело с пустой игрой мысли или же с научно значимой позицией. Единственным критерием научности оказывается исследовательская продуктивность той или иной концепции: чем выше эвристический потенциал И. Т., тем выше и его научное значение. Отсюда вытекают два важных следствия. Во-первых, параллельно может су-ществовать несколько конкурирующих идеально-типических конструкций, относящихся к одной и той же совокупности эмпирических данных. Некорректно ставить вопрос о том, какой из них лучше соответствует действительности (этот вопрос вообще теряет смысл): спор между ними решается в зависимости от того, какой И. Т. продуктивнее работает, обеспечивая прирост научного знания. Во-вторых, конкретный И. Т., сколь бы совершенным он ни казался, является преходящим, релятив-ным, и неизбежно сменяется новым. Оформление категории И. Т. и ее широкая популярность свидетельствуют о том, что процесс перехода от классической к неклассической науке в 20 в. происходил не только в естественно-научном, но и в социо- гуманитарном знании. И. Т., используемые в истории и в социальных науках, по Веберу, различаются между собой. В истории, нацеленной не на выведение общих законов, под которые подводятся многочис-ленные частные случаи, а на постижение индивидуальных событий в их "культурном значении", И. Т. строится как образ конкретного сочетания каузальных связей, объясняющий данный "исторический индивидуум". Социальные науки, ориентированные на поиск общих правил событий, безразличны к их конкретной пространственно-временной определенности. Поэтому социолог конструирует чистые идеальные модели, применимые ко всем эпохам и к любой географической точке. Иными словами, разница между раз-новидностями И. Т., считает Вебер, носит количественный характер и заключается в степени их общности.В. Н. Фуре
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ — см. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ. ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД — разработан М. Вебером и использовался им в социологических исследованиях. И. Т. М. позволяет преодолевать противоположность реалистической и номиналистической установок в исследовательской деятельности. Вводя этот метод, Вебер решал масштаб-ную задачу снятия альтернативы таких радикально различных подходов к предмету гуманитарного познания, как историцизм и социальный реализм, задавая парадигму синтеза традиционных научных методов аналитики с требованием понимающего отношения и со спецификой гумани- тарного знания. Идеальный тип как таковой может быть получен теоретико-спекулятивным путем, но в со-циологии Вебера он выступает как принцип понимания конкретных эм-пирических явлений, с одной стороны, а также целей и мотивов поведения индивида, с другой. Абстрактные формулировки законов и теоретиче-ские построения выполняют в рамках И. Т. М. не роль гипотез, требующих эмпирической проверки, а являют собой нечто вроде утопий, фиксирующих установки и мотивы, которые определяют поведение субъектов социальных отношений.
Таким образом, для Вебера открытие "объективных" законов социальной динамики выступает не результатом исследовательского процесса, а наоборот, условием и средством проведения исследования конкретного исторического или социального фе-номена. В определенном смысле изо-бретение И. Т. М. Вебером было ответом на гносеологические и мето-дологические ошибки марксизма и социализма, которые выражались в неконтролируемой натурализации таких социологических абстракций как "классы", "классовая борьба", "товарно-денежные отношения" и т. д. Марксисты на основе этих абстрак-ций выводили фундаментальные за-коны развития общества, тогда как в социологии Вебера эти же абстрак-ции позволяли лучше понимать, про-ектировать и прогнозировать действия социальных субъектов, индивидов и групп. Кроме того, благодаря И. Т. М., в поле зрения веберовской социологии попадают явления со-вершенно недоступные натуралистической социологии или марксизму, например, профессии и конфессии. В содержательном отношении И. Т. М. обретает адекватное место именно в интеллектуальной ситуации конца 19 — начала 20 в., решая методоло-гические проблемы развития наук об обществе. И. Т. М. не может быть сведен к методическим рекомендациям, измерительным инструментам и алгоритмам, поэтому в современ-ных социальных науках он сохраня-ется скорее как принцип, чем как метод.В. В. Мацкееич
Еще по теме ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП:
- ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
- КОНСТРУКТИВНЫЙ ТИП
- Второй тип сетевого бизнеса
- КОНСТРУКТИВНЫЙ ТИП
- Глава перваяПреступный тип
- 6.1. Новый тип задач классификации альтернатив
- Тема 14. ПОСТМОДЕРН КАК ТИП СОВРЕМЕННОГО БЫТИЯ
- ИДЕАЛЬНОЕ
- ИДЕАЛЬНОЕ
- Идеальные образы
- Глава 5. КТО ОН, «ИДЕАЛЬНЫЙ ТИМБИЛДЕР»
- Тема 43. ИДЕАЛЬНОЕ
- § 3. Проблема идеального