<<
>>

ИДЕОЛОГИЯ

— социально-философская категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания. В отличие от социальной психологии в идеологии социальная действительность отражается осознанно, преднамеренно посредством активно-деятельного мышления, искусства оперирования понятиями и выражается в систематизированной, концептуальной форме.

Благодаря целенаправленному мыслительному процессу, созданию теоретических систем идеология существенно превосходит социальную психологию по глубине, уровню отражения социальной действительности. Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетиче-ских, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действитель- ности. Творцами, разработчиками идеологии являются обычно идеологи, представители отдельных классов, социальных групп, партий, государства. В любом своем прояв-лении идеология по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с выражением потребностей всего общества, его целей, программ, противоречий и путей их разрешения.
Как таковая, она необходима, обязательна для любого общества, классового и неклассо-вого; прошлого, настоящего и будущего. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, в определении его состояния и общих задач, актуальных проблем и этапов, ступеней движения. Вместе с этим, однако, ряд теоретиков на Западе (Эд. Шилз, Д. Белл, Ю. Хабермас и др.) и в нашей стране выступил с идеей конца идеологии. Это связывалось ими или с «природной» ложностью идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и со-циализма, или с ее тоталитарно-классовым существом. Однако со временем некоторые авторы отказались от этой идеи, другие не смогли, да, видимо, никогда и не смогут ее объективно-научно обосновать.

Имманентное

ИЛЬИН Иван Александрович (1882—1954) — философ, теоретик и историк религии и культуры, публицист, политический мыслитель.

Учился на юридическом факультете Московского университета, изучая основы права под руководством П. И. Новгородцева и Е. Н. Трубецкого. С 1909 г. читал на Высших женских юридических курсах историю философии права и вел семинары по общей методологии юридических наук. В 1910 — 1912 гг. находился в научной командировке в Германии и Франции. С 1912 г. — приват-до-цент, с 1918 г. — профессор Московского университета. Резкая критика большевизма в публичных выступлениях, лекциях, брошюрах послужила причиной его неоднократных арестов. В сентябре 1922 г. философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. С 1923 по 1934 гг. Ильин преподавал в Русском научном институте в Берлине. В 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В 1927—1930 гг. — редактор и издатель журнала «Русский колокол. Журнал волевой идеи». В 1934 г. после прихода в Германии к власти нацистов лишен права преподавать и пуб-ликоваться. Ввиду угрозы ареста и заключения в концлагерь в 1938 г. выехал в Швейцарию, где сотрудничал с Русским Христианским Движением. Многочис-ленные очерки и статьи этого периода составили впоследствии сборник «Наши задачи». Послед- ниє годы — в пригороде Цюриха в Цолликоне.

Впервые выдвинулся оригинальной и новой трактовкой учения Геге-ля. Система Гегеля интерпретируется Ильиным как своеобразный перевод опыта религиозного постижения мира и человека на язык фило-софии. Впоследствии преодолевает влияние Гегеля и Гуссерля и создает собственную оригинальную онтоло-гическую и гносеологическую кон-цепцию. В 1916—1920 гг. происходит изменение в интересах Ильина. Он обращается к проблемам России, ее истории, поискам путей социального и духовного возрождения родины. Критикуя практику философского системопостроения, философ «волевой идеи» вырабатывает весьма строгий и определенный стиль философского размышления, который может служить основанием для конкретных политических выводов. Обосновывает консервативно-уто-пическую модель будущей российской государственности, которую он видит как восстановление монархического строя, более органичного русскому народу, чем республика («О монархии и республике»). Наряду с интересом к философии политики, проблемам государства и права, рассматривает вопросы антропологии и познания. Последнее анализируется им в контексте культуры. При этом основной порок современной ему культуры и современного человека Ильин видит в «расколото- сти», в противопоставлении ума

сердцу, разума — чувству. Путь преодоления расколотости в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердеч-ное созерцание.

Наибольший отклик получила работа «О сопротивлении злу си-лою», в которой Ильин аргументированно критикует учение Л.Н.Толстого о непротивлении.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ИДЕОЛОГИЯ:

  1. ГЛАВА 2. Идеология продаж
  2. § 2. Философия — идеология
  3. Этап 1. Идеология
  4. Социальная психология и идеология
  5. ИДЕОЛОГИЯ
  6. ГЛАВА XII. ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА
  7. 2. Идеология и ее роль в общественной жизни
  8. 4.2. Анализ ошибок и достижений. Идеология
  9. 1. Методологическая функция философии для идеологии и политики
  10. 6. Становление и развитие политико-правовой идеологии
  11. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
  12. Не должно быть возврата к идеологии «больших зон» в торговле
  13. 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
  14. МАНИХЕЙСТВО
  15. РЕВИЗИОНИЗМ (позднелат. revisio - пересмотр
  16. РЕВИЗИОНИЗМ
  17. 3. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук
  18. ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ