<<
>>

ИГРА

— разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность саморе-ализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.

И. — одно из ключевых понятий совре-менной культурологии.В широкий научный обиход вошло в значитель-ной степени благодаря классической работе Хейзинги "Homo Ludens" (1938). Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гума-нитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексив- ные основания человеческого суще-ствования, связанные с присущим лишь человеку способом пережива-ния реальности. И. при этом тракту-ется как форма существования чело-веческой свободы (Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как "превос-ходящая его действительность"(Га- дамер). И. — многогранное понятие, обозначающее как особый адогма- тичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности.
Класси-фикация последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы, и т. п.);

азартных И. с вероятностным исхо-дом (лотерея, рулетка, карты); про-дуктивной И. человеческого вообра-жения. Высшая ценность И. — не в результате, а в самом игровом процессе. В любой разновидности И. присутствуют в различном соотно-шении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и на-блюдателей, достижением возбуж-денно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Наруше-ние правил ведет к исключению из данной И. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, до-полняющее ее или противостоящее ей. В процессе И.

возникают "иные миры", лишающие ореола сакраль- ности наличное положение дел, па-радоксально сочетающие воспроиз-ведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" пе-реосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхожде-нию нового поколения в человечес-кое сообщество. И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным поло-жением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высво-бождающего сознание из-под гнета стереотипов, она способствует пост-роению вероятностных моделей ис-следуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация в культуре первоначально возникает как свое-образная И. смыслами и значения-ми, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как втор-жение реальности в мир грез, подме-няющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построе-ний в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлечен-ными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порожда-ет, наряду с другими проблемами, рискованные социальные экспери- 378 Игра структуры

менты и одержимое мифотворчество. (См. также Надежда, Язык ис-кусства.)

М. Р. Жбанков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИГРА:

  1. ИГРА В РЕКЛАМЕ
  2. ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  3. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  4. ИГРА
  5. ИГРА СТРУКТУРЫ
  6. АКТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  7. Игра с цифрами в интересах дела.
  8. Упражнение 11. Свободная игра с системами
  9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА, ОДИ
  10. Беспроигрышная игра Фрица и Франца