<<
>>

ИГРА СТРУКТУРЫ

— фундамен-тальная метафора постмодернистской философии, фиксирующая парадиг- мальную установку постмодернизма на видение предмета в качестве нахо-дящегося в процессе самоорганизации.

Данная установка постмо-дернизма является спецификацией общей установки современной куль-туры, демонстрирующей — как в ес-тественно-научной, так и в гума-нитарной областях — глобальный поворот от центрации внимания на статике к фокусировке его на динамике (в диапазоне от понимания элементарной частицы в качестве процесса в квантовой физике — до эксплицитно сформулированной концепции самоорганизации в си-нергетике; и от идеи аутокреатив- ности объекта в концепции "хюбрис" — до радикального отказа от традиционной онтологии в неклас-сической философии — см. Онтоло-гия, Метафизика, Постметафизическое мышление, Хюбрис). В силу этого постмодернистская презумпция И. С. во многом может быть поставлена в соответствие с парадиг- мальными ориентациями современ-ного естествознания (см. Синергетика). В контексте концепции самоорга-низации рассматриваемая предмет-ность предстает как нестабильная (неравновесная) среда, любые версии структурного конфигурирования которой выступают принципиально не-атрибутивными в содержательном смысле и принципиально нон-фи- нальными и преходящими — в смысле своего статуса (диссипативные структуры в синергетике, напри-мер).
В терминологическом прост-ранстве постмодернизма указанная парадигмальная установка выражает себя в переориентации с понятия "структура", фиксирующего стабиль-ную гештальтную определенность объекта, на концепты, выражающие идею организационной нестабильности последнего: в системе номадоло- гии (см. Номадология) — это концепт "ризомы" (Делёз, Гваттари), перманентная изменчивость семан-тических "плато" которой позволяет говорить о ней как о принципиально аструктурной и подвижной форме организации (см.
Ризома); в постмо-дернистской текстологии — концепт "структурации" (Р. Барт), выража-ющий сугубо процессуальный и не результирующийся в стабильной структуре характер конфигурирования текстовой среды в процессе озна-чивания (см. Текстовой анализ, Оз-начивание, "Пустой знак"), в шизо-анализе — концепт "шизопотоков" (Делёз, Гваттари) как принципиально спонтанных и не складываю-щихся в определенную организацию (см. Шизоанализ, "Машины желания"), etc. Введенное в этом контексте Деррида понятие "И. С." может рассматриваться как наиболее общая понятийная структура катего-риального характера для выражения специфики гештальтных характеристик самоорганизующейся предметности. Постмодернистской концепцией хоры (прежде всего, в дерредианской ее интерпретации — см. Хора) фик-сируется, что, по словам Деррида, "в плане становления... мы не можем претендовать на прочный и устойчи-вый логос", а то, что в рамках клас-сической терминологии именова-лось логосом, носит принципиально игровой характер ("скрывает игру"). Как и в современном естествознании, идея И. С. в постмодернистской философии семантически сопряжена с отказом от презумпции принуди-тельной каузальности, предполагающей наличие внешней по отношению к рассматриваемой предметности при-чиняющей детерминанты (см. Автор, Анти-Эдип, Неодетерминизм, "Смерть Автора", "Смерть Бога"), а также с отказом от презумпции центра (см. Ацентризм): "всегда считалось, что центр, который уникален уже по определению, представ-ляет собой в структуре именно то, что управляет этой структурой; ...функцией этого центра было не только ориентировать, балансиро-вать и организовывать структуру — естественно, трудно себе представить неорганизованную структуру, — но прежде всего гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры" (Деррида). Центр в этом контексте рассматривается как своего рода внутренний (но принципиально не имманентный по отношению к рас-сматриваемой предметности) ре- презентат внешнего причинения: "центр...
представляет собой в структуре именно то, что управляет этой структурой, и в то же время само из-бегает структурности. ...Центр па-радоксальным образом находится внутри структуры и вне ее. Центр находится в центре целостности и однако ей не принадлежит" (Деррида). Фиксация в содержании понятия "И. С." принципиально игрового характера того процесса, который может быть обозначен как нон-фи- нальное гештальтное варьирование самоорганизующейся предметности, выражает ориентацию постмодернистской философии на принятие идеи нелинейной (и, следовательно, флуктуационной) природы данного процесса, что влечет за собой признание невозможности однозначного прогноза относительно его эволю-ционных перспектив. Рассматриваемая парадигмальная установка с неизбежностью приводит и к пере-ориентации с идеи "точного" предви-дения будущих состояний и форм поведения объекта на идею вероят-ностного прогноза (феномен движения без траектории в физике элемен-тарных частиц; развитие статисти-ческих методов в социологии, идеи Леви-Стросса о "статистической ант-ропологии" наряду со "структурной" и т. п.). И как синергетика рассмат-ривает в качестве непосредственного предмета своего анализа неравно-весные системы, характеризуемые таким течением процессов самоорга-низации, при которых принципи-ально невозможно любое невероят-ностное прогнозирование будущих состояний системы, так постмодернизм демонстрирует практически изоморфную парадигмальную установку, ориентируясь на исследование принципиально непредсказуемых нелинейных динамик как способа бытия нестабильных хаотизирован- ных систем. В качестве примера может быть приведена трактовка Делёзом такого феномена, как "тело без органов": последнее интерпретируется как обладающее "лишь интен-сивной реальностью, определяющей в нем уже не репрезентативные данные, но всевозможные аллотропические вариации" (см. Тело без органов). Невозможность невероятностного прогноза относительно И. С. оцени-вается постмодернизмом не в качестве результата когнитивной несостоя-тельности субъекта, но в качестве онтологически фундированной харак-теристики исследуемой предметности: "неразрешимость — это не слабость, а структурное условие повествования" (Р. Барт). Соответственно этому основу своей когнитивной страте-гии постмодернизм усматривает в необходимости "покончить с заста-релой привычкой рассматривать про-блематическое как субъективную категорию нашего знания, как эм-пирический момент, указывающий только на несовершенство наших ме-тодов... Проблематическое является одновременно и объективной кате-горией познания, и совершенно объ-ективным видом бытия" (Делёз). (См. также Ацентризм, Неодетерминизм, Номадология.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИГРА СТРУКТУРЫ:

  1. ИГРА В РЕКЛАМЕ
  2. ИГРА
  3. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  4. ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  5. ИГРА
  6. АКТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  7. Упражнение 11. Свободная игра с системами
  8. Игра с цифрами в интересах дела.
  9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА, ОДИ
  10. Беспроигрышная игра Фрица и Франца
  11. АКТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА (Алексей Боченков
  12. Глава 9. Игра на мужском поле Тренировка или дрессировка?
  13. РАБОТА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕРЕСУРСЫ(имитационная игра)
  14. МЕТАФОРИЧЕСКАЯДЕЛОВАЯ ИГРА «РЕПКА»(Анастасия Наймушина, Галина Павлова
  15. РАБОТА 5. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭТИКИ БИЗНЕСА(ролевая игра
  16. РАБОТА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕСУРСНЫЕ НАЛОГИ: НАСКОЛЬКО В РОССИИ ПРИМЕНИМ ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН?(ролевая игра)
  17. Вопрос 59. Мегаэкономика: мировое хозяйство, его содержание и структура Вопрос60. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция