<<
>>

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

(лат. individum — неделимый) — понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разно-образных ипостасей бытия личности. Понятие "индивид" (впервые вве-дено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом пред-ставителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социаль-ном атоме, т.

е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат.responsare — отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах. В качестве респондента(источника информации)индивиду вменяются (приписываются) сущностные признаки: быть носителем определенного типа сознания (обыденного — в массовых опросах, специализированного, профессионального — в экспертных и т.
д.); обладать компетентностью, т. е. определенной информацией и знаниями; иметь выработанное отношение ("мнение") о предмете опроса, т. е. обладать определенными установками; быть включенным в те или иные социокультурные контексты, прежде всего в нормативные системы, что позволяет наделять респондента характеристикой рацио-нальных стратегий поведения; иметь индивидуальные черты (уровень ин-теллектуального развития, аналитические возможности, память, воображение, мера допустимого конфор-мизма и т. д.), которые изначально оцениваются или как усиливающие, или (чаще) как ослабляющие схематизм рационального мышления и поведения в конкретных жизненных ситуациях и в ситуации опроса.
При этом эксплицитно в этой социологической абстракции индивида присутствует допущение о несущественности индивидуальных (личностных) характеристик человека, об их элиминируемости за счет соблюдения опросной процедуры и о предзадан- ности человека внешней по отношению к нему тотальностью (культурой, социальными связями и отношениями, средой и т. д.). Аналогичным об-разом дело обстоит и в иных социальных дисциплинах. Например, абстракция индивида как носителя экономической функции в экономике, абстракция индивида как атомарной единицы электората в поли-тологии и т. д. Понятие"индивид", с одной стороны, позволяет фиксировать прежде всего "внешние" по отношению к его психике, но опре-деляющие в самой абстрактной форме его суть социокультурные параметры, а с другой — предполагает свою переинтерпретацию в терминах и на основе методологических и он-тологических допущений той или иной концепции или научной дис-циплины. Понятие"индивид"в той или иной мере предполагает парное себе понятие "индивидуальность", ко-торое выражает уникальное своеобразие человека, какого-либо существа или явления, отражает форму преодо-ления индивидом своей "атомарности", трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации лич-ности. Понятие "индивидуальность" использовалось древнегреческими атомистами (Левкипп, Демокрит) в ряду языковых средств для описания характеристик существования атомов. Новоевропейский индивидуализм провозгласил особую значимость индивидуальности как противовеса давлению традиционалистских общественных установлений. Лейбниц и Гёте трактовали "монаду" как некую "индивидуальность" в структуре бытия. Понятие "индивидуаль-ность" также по-разному специфицируется в психологии и социологии. Абстракция "индивидуальность" в психологии в значительной мере совпадает с абстракцией "индивид", задавая ей дисциплинарное своеоб-разие. В психологии индивид трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, собственной ме-рой активности и гибкости в реализации этих свойств в повседневной жизни.
Понятие "индивид" в психологии во многом совпадает с понятием "индивидуальность" в социологии, где последнее понимается как неповторимое сочетание природных (психофизиологических) и социальных свойств индивида. В гуманистически ориентированной социологии "индивидуальность" служит одним из понятий, способствующим пре-одолению редукции личности к де- индивидуализированным социальным качествам человека, введению его как активного(индивидуализированного) агента коммуникативных практик и субъекта различных культурных пространств и контекс-тов. В классической социологии понятие "индивидуальности" необходимо для описания процессов индивидуализации как процесса и результата совмещения индивидуальных требований, ценностных императивов и нормативных предписаний, со-циальных ожиданий определенных действий и т. д., необходимых для эффективного выполнения социальных ролей, со спецификой стилевых особенностей деятельности, общения, поведения и мышления конкретных индивидов. Таким образом, в этом контексте понятие "индивидуальность" служит для персонификации осуществления социальных функций в процессе индивидуализации. Последний становится возможным именно благодаря способности индивидов выполнять однотипные действия с учетом специфики конкретных социальных и жизненных ситуаций и с учетом свойств самого индивида (прежде всего способности продуци-ровать творческие версии в стандар-тизированные схемы деятельности). Кроме того, понятие"индивидуаль-ность" необходимо для описания динамики инновационных процессов и анализа ситуаций выбора и принятия решений. Таким образом, индивидуальность человека может рассматриваться как качество, формируемое на основе унаследованных задатков в процессе социализации, обучения и воспитания человека, но при этом одновременно предполагающее соб-ственную трансформацию в ходе саморазвития, самоопределения и са-мопреодоления (т. е. в процессе само-реализации) личности. Раскрытие индивидуальности, создание оптимальных условий для ее становления и развития начинает трактоваться в социальном знании как условие нормального функционирования и развития современных социокультурных систем. (См. Идентичность, Личность, Социальная роль, Социализация.)

В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ:

  1. ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
  2. 4. Человек, индивид, личность
  3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  4. 10. ПАРАДОКСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА
  5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС
  6. 15. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
  7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООБОРОНА
  8. 4.1. Индивидуальный спрос
  9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
  10. Глава 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ