ИНДИВИДУАЛИЗМ
(лат. individu- um — неделимое) — философско-эти- ческий принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмо-трению И.: концептуальный в сово-купности философских,этических, идеологических, политических аспектов; и практический, выражаю-щий реальную жизненную позицию.
К ранним теориям И. в европейской духовной культуре относят воззре- ния киников и киренаиков. В эпоху Возрождения культ индивидуальности привел к концептуальному оформ-лению И. Крайним выражением последнего стали теории "разумного эгоизма" Гельвеция и Гольбаха, Фейербаха, Чернышевского. Шо-пенгауэр предположил, что воля к жизни, присущая каждому человеку, является причиной его И. и эго-изма. Лишь в искусстве, где человек является "безвольным субъектом", и в морали, основанной на сострадании, И. исчезает в единстве сущего. В 20 в. среди многочисленных версий И. наиболее известны суждения Сартра, Бергсона, Ясперса, Юнга. Так, сам себя выбирающий и делаю-щий человек Сартра абсолютно автономен в выборе собственного пути и абсолютно за свой выбор ответствен. В философии Бергсона открытая мораль и динамическая религия (в противовес закрытой морали и статической религии) содержат в себе И. как условие приобщения к стихии жизненного порыва. Ясперс полагает, что лишь трансценденция человека показывает его необходимый И. и сохраняет достоинство, в отличие от коммуникации, при ко-торой человек "отражается" в других. В психологии Юнга архетип Самости позволяет достичь конечной цели индивидуального развития — личностной целостности и неповторимости. В принципе, И. не свойственен архаичному сознанию, поскольку возможен при достаточно высокой степени автономии личности, знании ею своих приоритетов, возможностях выбора, предоставляемых обще-ством. И. показывает меру свободы и полноты самовыражения, и, за ис-ключением крайних своих форм, в философии субъективизма и солип-сизма, является конструктивным принципом и качеством. В современном обществе феномен И. — реакция на стандартизацию и обезличивание, протест против манипулирования сознанием человека, против тоталитарных режимов, их сциентистского, прагматического и утилитарного подхода к человеку. Этот протест может принимать такие формы, как нигилизм, скептицизм, цинизм, во-люнтаризм, анархизм, эгоизм, авторитаризм. Причиной противопос-тавления личности коллективу и обществу во всех этих случаях будет отчуждение культурно-исторических сил человека. Нигилизм как принцип отрицания моральных и идеологических норм ведет к скептическому сомнению в достовернос-ти чего бы то ни было и к циничному презрению и осмеянию культурных феноменов. Волюнтаризм как произ-вольность выбора в актах свободы может означать освобождение личности от власти, анархизм. Ярким проявлением И. в морали является эгоизм как принцип жизненной ориентации и моральное качество себялюбия и корыстолюбия. Догматический полюс индивидуалистических ориентаций показывает авторитаризм, обосновывающий нравственность божественными велениями или указанием на власть другого ав-торитета. Таким образом, приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире.Н. Г. Севастьянова
Еще по теме ИНДИВИДУАЛИЗМ:
- ИНДИВИДУАЛИЗМ
- САКРАЛЬНОЕ (от лат. sacrum — священное
- 1. Организация в экономической теории
- НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924
- САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876
- АНТИУТОПИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
- 4 . Философско-теологическое направление
- АНТИУТОПИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
- МОДЕРНИЗАЦИИ концепция
- 56. Немецкий либерализм
- ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center