<<
>>

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

одно из основных слагаемых мировой философии, история которой ох-ватывает более двух с половиной тысячелетий. И. Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобрази-ем, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями.

(Вследствие признания идеи о вечности циклично воспроизводящегося мирового общественного процесса в И. Ф. не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическими дисципли-нами.) Философское мышление возникало путем интериоризации риту-альной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познава-тельный акт рождался как особое ритуальное действие ("жертва знанием"), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижни-честве ("внутренней обрядности"). Философское умозрение обеспечива-лось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.
В Упанишадах — первых фило-софских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к 8—7 вв. до н. э.) — центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универ-сального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку — подлинная реальность открывалась благодаря йо- гическому тренингу, ведущему к до-стижению экстатического состояния. Вследствие ритуальной природы фи-лософского умозрения в индийской культуре получали развитие преиму-щественно целостные религиозно- философские комплексы, в которых культовая и отвлеченно-познавательная составляющие были содержа- тельно и функционально связаны. Так, абсолют в концепции Упани- шад двусоставен — это и бог Брахма, предмет религиозного почитания, и Брахман, безличный принцип, являющийся предметом познания.
Познающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерож-дений (сансары). А все те, кто ограни-чивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соот-ветствии с универсальным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного ми-ровоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию. Воспроизводство "круга знающих" осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю и нацеленной на максимально точное повторение в ученике личности учителя, а тем самым — и его познавательного опыта. Соответственно, индийское философское мышление характеризуется ярко выражен-ной традиционностью; считалось, что содержание великих истин не за-трагивается эмпирическим течени-ем времени, относящимся к порядку сансары. Разработка новых идей ос-мысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало Ведам — священному знанию, ко-торое квалифицировалось как шру- ти ("услышанное", т. е. имеющее сверхчеловеческое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине 1 тысяче-летия до н. э. и включал самхиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и коммента-рии ритуала жертвоприношения), араньяки ("лесные книги" — наставления для отшельников) и упаниша- ды (религиозно-философские произ-ведения брахманизма). Отношение к Ведам являлось основанием разделения индийских систем умозрения на ортодоксальные и неортодоксальные. Неортодоксальные концепции (отрицающие авторитет Вед и особый статус варны (сословия) брахманов как единственных законных хранителей священного знания) формиро-вались в основном во второй трети 1 тысячелетия до н.
э. в период ин-тенсивного духовного брожения, связанного с кризисом варнового строя Индии. В это время появляются учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в' мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Показательно, что, формируясь в рамках традицион-ной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоз-зренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью — сансара, карма, мокша (буддийский аналог — нирвана), и создали собственные ка-нонические тексты, авторитетность которых базировалась на личной харизме основателя учения. Несмотря на широкую популярность неорто-доксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и после-дующее развитие И. Ф. было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) — ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшеши- кой. Почти вся литература по И. Ф. написана на санскрите — языке ученых и деятелей искусства Индии.

В. Я. Фуре

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  2. § 3. Правовой статус индийского гражданина
  3. ИНДИЙСКАЯ, или БУДДИСТСКАЯ ЛОГИКА
  4. КАСТА - сословие или раса, на которые распадается население на Индийском субконтиненте
  5. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  6. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  7. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  8. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  9. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  10. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  11. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  12. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
  13. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  14. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  15. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  16. ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  17. ФИЛОСОФИЯ