<<
>>

ИНДУИЗМ

— общее духовное наследие народов Индии, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиоз- номифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм.

И. придержи-вается большая часть населения Индии, признающая авторитет Вед, Шастр, Агам, Тантр, Итихас и Пу- ран и противопоставляемая, как, на-пример, в Акте от 1955, кодифицировавшем индусское гражданское право, мусульманам, зороастрийцам, евреям, христианам, а иногда также ло- каятикам, буддистам, джайнам и сикхам. В Индии (где его исповедует приблизительно 83 % населения)и Непале И. имеет статус националь-ной религии. Кроме того, И. — одна из самых распространенных мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом), имеющая многочисленных последователей в Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш, Индонезии (о. Бали), Юго-Восточной Азии, на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане и ЮАР и снискавшая в этом столетии некоторую популярность в Европе и Америке.
О размахе инду-истских исследований в мире может говорить готовящаяся к публикации иллюстрированная 18-томная "Эн-циклопедия И.", которая охватит свыше 10 ООО статей, принадлежащих 1250 ученым из разных стран. Как и термин "Индия", слово "И." восходит к персидскому "хиду" (позднее "хинду", житель Синда, Индии — надписи в Накш-и-Рустам и Персе- поле царей Дария, 522—486 до н. э., и Ксеркса, 486—465 до н. э.), носит географический характер (то же, что и "индианизм") и не встречается в индийских священных книгах. Как религиоведческий термин "И." был введен европейцами в 19 в. для обозначения верований, зародившихся в Индии, в силу этого он настолько же объемен, как и понятие "европей-ская культура", и отличается крайней аморфностью. Различия между исламом и христианством или между иудаизмом и зороастризмом менее выражены, чем между какими- либо крайними течениями И.
И. не сводим ни к понятию "религия", ни к понятию "философия", в нем невозможно выделить ни общего кредо, ни набора догм. В нем нет универсально принятого канона, ве-роучения, церкви или ритуала, ибо это — не одна, а группа родственных идеологических и религиозно-фило-софских систем, связанных до некото-рой степени общностью территории, исторических судеб, литературного и культурного наследия. Самая древ-няя и наиболее влиятельная культурная традиция в Индии именует себя вайдик дхарма ("ведийской державой" или "научно устроенным со- циокосмосом"). Поэтому выяснение природы И. связано с решением вопроса о сущности понятия "ведийская наука" (веда, видья, шастра) и "держава" (дхарма). Как специфическое социокультурное образование И., видимо, зарождается уже в период раннеземледельческих культур (10— 7 тысячелетий до н. э.), достигает своего апогея в 7—3 тысячелетиях до н. э. во времена самой великой ци-вилизации древности, ныне именуемой протоиндийской (индской или хараппской). Памятники культуры раскопанных городов северной Индии сосредоточены, главным образом, в междуречье Инда и Ганга. Это была высокоразвитая цивилизация с развитым градостроительством, письменностью, унифицированной системой стандартов, тщательно продуманной организацией, развитой наукой и астрономико-мифоло- гической системой. Наиболее вероятным является предположение о том, что формирование основного ядра И. — грандиозного ведийского комплекса научной и философской литературы на санскрите, явившегося стержнем духовного, культурно-го, политического и социального единства огромного государства городского типа — происходит именно в этот период. Приблизительно с се-редины 2 тысячелетия до н. э. зна-чительная часть территории этого супергосударства древности, в осо-бенности, прилегающая к Инду и его притокам, приходит в упадок и запустение под воздействием геотекто-нических сдвигов, изменения русел рек и опустынивания. Население пе-ремещается в долину Ганга, Среднюю и Малую Азию, в Восточную и Западную Европу.
Носители ведийской санскритской культуры именовали себя ариями ("ярыми", "яркими", "просвещенными" при-верженцами Индры, бога полной лу-ны). Термин имел исключительно культурологическое значение, а не этнографическое. Неизбежным след- ствием миграции из Индии было распространение санскритского языка и ведийского мировоззрения во всем Старом свете. На это указывает степень культурной и языковой близости в зависимости от удаления от Индии: чем дальше — тем меньше сходства и больше различий. Наиболее близкими оказываются иранские народы, затем — славянские, затем литовцы, греки, латиняне, наконец — кельтские, германские и романские народы. Если иранцев просто трудно отличить от древних индийцев, а многие места в "Авесте" почти идентичны ведийским, то родство романских и индийских народов не столь очевидно. Из современных индоевропейских языков самыми близкими санскриту оказались славянские. Примечательным следом ведийской культуры в белорусском языке является слово "веды", не со-хранившееся в таком чистом виде нигде в Европе. Научные, художест-венные и мифологические представле-ния протоиндийской цивилизации легли в основу И. Хотя протоиндийские тексты представляют собой лишь краткие надписи на печатях, сосудах и иных археологических объектах, индийские арии сохранили в памяти самые ранние из дошедших до нас памятников древнеиндийской и индоевропейской словесности, именуемые Ведами. Веды ("веды", на-уки) распадаются на два разряда — Шрути ("Слово", "услышанное") и Смрити ("Памятки", "запомнен-ное") — охватывающие все отрасли знания древней цивилизации. Шрути состоит из четырех Вед ("Атхар- ваведы", "Ригведы", "Самаведы" и "Яджурведы"), связанных с четырьмя сторонами света, лунными чет-вертями, порами года и посвященных соответственно Меркурию, Юпитеру, Марсу и Венере. Каждая из Вед представлена самхитой (циклом астрономико-календарных хрономет-рических формул — мантр), брахманами (астрономико-мифологически- ми пояснениями для священников), араньяками и упанишадами (мифо- лого-психологическими толковани-ями микро-макрокосмических па-раллелей).
Такие дисциплины,как математика и астрономия (наблюда-тельная и математическая), медицина и сексология, филология (с такими отделами как ведийская текстоло-гия, этимология, фонетика, грамма-тика, риторика, поэтика), право и политология, социология и филосо-фия со всеми ее основными отделами (космология, мифология, натурфи-лософия, метафизика, эпистемология, логика, диалектика, психология, этика, эстетика, философия языка, теология, эсхатология), системати-зируются в рамках И. во 2—1 тыся-челетиях до н. э. на уровне в известном смысле вполне сопоставимом, а порой и превосходящем современ-ный (как в случае грамматики).

Вспомогательные Веды или науки в И. включали следующие: аюрведа (медицина), дханурведа (военная на-ука), гандхарваведа (музыка) и стха- патья-шастра-веда или шильпа- шастра (наука ваяния и зодчества). Веданга как разряд основной ведийской научной литературы сложился в ведийский период, но обрел систе-матически законченный вид к 5— 2 вв. до н. э. Он включает шесть дис-циплин, представленных сборниками сутр (кратких правил): обрядоведе- ние (кальпа), фонетика (шикша), грамматика (вьякарана), этимология (нирукта), просодия (чхандас), астрономия (джьотис). Их назначе-ние — правильное понимание и исполнение ведийских текстов. Обря- доведение (кальпа) представлено брахманами и специальными трак-татами, в которых в разной степени отразились как логика, аналитика и систематика, так и практика и теория ритуаловедов, этиков и социологов. Кальпа опиралась на тради-ционную эпистемологию, теорию праман (источников правильного познания) и предполагала не только систему частных правил рецитации Вед, методику и анализ структуры сопутствующих обрядов, но и объяс-нение (парибхаша) метаправил их применения, классификацию об-рядов, правил поведения и законов организации идеальных и универ-сальных семьи, общества и государ-ства. Кальпасутры включают шрау- та-сутры (правила, относящихся к общественным праздникам), шульва- сутры (измерение календарных алтарей, содержащие начала геометрии), грихья-сутры (правила домашних обрядов), дхарма-сутры и дхарма-шаст- ры (правила устройства хронокосмоса и календаря, государства, общества и семьи), своеобразные конституции, охватившие вопросы астрономии, политологии, социологии, права, эти-ки, религии, педагогики (а иногда и правила этикета, косметики и пр.) идеального общества и глобального государства.

Дхарма-шастра (державное веро-нраво-правоучение) рассма-тривается как важнейшая из этико- правовых дисциплин, освещающих четыре стороны человеческой жизни (чатурварга); другими являются арт- ха-шастра (политология или философия и наука управления государст-вом, опирающаяся на политэкономию и право, науки о сельском и лесном хозяйстве, химию и металлургию, градостроительство и военную науку, ветеринарию и природоохранное за-конодательство и т. д. и т. п.), кама- шастра (философия удовлетворения желания, систематизирующая правила отношений между полами) и мокша-шастра, наука освобожде-ния или спасения души, представ-ленная даршанами. Наука фонетики (шикша) определяется как учение о звуке, интонации, долготе, ударении, паузе и соединении звуков. Вы-сокий уровень ведийской фонетики засвидетельствован и специальными трактатами, и самими ведийскими мантрами, сохранившимися в слитном (санхита) и в фонетическом варианте (пада-патха). Класс вспомогательной ведийской литературы — пратишак- хьи — исследовал фонетику, размер и правила рецитации каждой веды. Вьякаран — кодификация санскрит-ской грамматики, завершившая дли-тельный филолого-аналитический период, произошла к середине 1 ты-сячелетия до н. э. в работе Панини "Аштадхьяи" и его комментаторов Катьяяны и Патанджали. Как отмечает В. К. Шохин, индийские филологи-экзегеты продемонстрировали научный потенциал, вполне сопоста-вимый с достижениями структурной лингвистики и перекрывший про-блемное поле многих дисциплин ев-ропейского научного знания не одной эпохи. Ведийская этимология, кодифицированная Яской в "Нирук- те", отталкивается от положительного решения вопроса о необходимости составления сплошного коммента-рия ко всем Ведам и словаря важных ведийских понятий. Развернувшись как свод трудных ведийских слов и выражений, она перерастает в рели-гиоведение, последовательно толкующее ведийских богов как метафоры и аллегории небесных явлений, что сближает ее с античным эвгемериз- мом, византийским богословием и европейской мифологической школой 19 в.
Эта традиция находит свое дальнейшее развитие в разветвленной санскритской лексикографии, пред-ставленной несколькими сотнями больших и малых словарей (синонимов, омонимов, аналогий, толковых, энциклопедических,специализиро-ванных по отраслям знания и т. д.). "Наука ведийских размеров", пред-ставленная древней "Чхандах-сут- рой" Пингалы и рядом средневековых сочинений (Кшемендры, Хемачанд- ры и др.), излагает правила исполь-зования поэтических размеров в ведийской рецитации. Астрономия и первые календари начали зарождаться в Индии еще в каменном веке. Протоиндийцы разработали лунный, солнечный, лунно-солнечный и планетный календари. У ведийских ари- ев наука астрономии, математики и календаря, входившая в число веданг, считалась "глазом Вед", объясняю-щим устройство Вселенной, хитро-сплетения ведийских мифов, метафоры и парадоксы ведантийской философии. О ее высоком уровне говорят специальные трактаты (сидд- ханты), описания десятков инстру-ментов и средневековые обсервато-рии в Джайпуре, Дели и др. городах с поразительно точными инструмен-тами, сводящими к минимуму возможные ошибки. В 7 в. через посредство арабов индийцы познакомили с достижениями своей математики и астрономии европейцев. Времени, персонифицированному в образе все- сжигающего Калы (и Вечности, Великого Времени, Шивы Махакалы), как главному космогоническому фактору посвящены два гимна "Ат- харваведы" (XIX, 53, 54) и многие последующие тексты. Именно время производит циклические сотворения и разрушения Вселенной, описанные в Пуранах, и провозглашено вы-сочайшим божеством в Итихасах и Шанкарой, выдающимся интер-претатором веданты. Изложение ка- лавады (учения о Времени) содер-жится в "Манавадхарма-шастре", "Артха-шастре", «Махабхарате», Пу-ранах, сочинениях Бхартрихари, а научные принципы древней хроно-метрии изложены в древних фонети-ческих и специальных астрономических трактатах. Итихасы и пураны в границах И. — это великие мифо- поэмы, в которых астральные и лу- нарные мифы служат связующим обрамлением для изложения всей со-вокупности научных, философских и художественных дисциплин, что делает их подлинными энциклопе-диями И. (древнегреческая модель энциклопедического образования была заимствована именно с этой пу- ранической модели). В пуранах по-дробно изложены космогонические мифы, в рамках которых действуют ведийские персонажи, описан ритуал, даны перечни храмов и мест па-ломничества, а также астрономические, филологические, философские, этические, правовые, общественные и другие знания в связи с календар-ным временем, возрастом и сословием. Эти произведения создавались на протяжении большого времени брах-манскими академиями, но приписы-ваются двум божественным авторам. А именно — Вальмики — первый кави (сочинитель, поэт), "олицетворение полной луны и, соответственно, солнца", являющийся символичес-ким автором "Рамаяны", различные редакции которой вместе взятые составляют около 1000000 строф и в десять раз превосходят по объему "Махабхарату". И Веда-Вьяса — "Обоснователь, Разделитель Вед", олицетворение Месяца в период но-волуния, прозванный Кришна Двай- паяна (Черный островитянин) — символический редактор Вед и автор "Махабхараты" (соответственно и "Бхагавад-гиты"), 18 пуран и "Ве- данта-сутры", т. е. основных текстов веданты. Его символическая роль за-ключается втом, чтобы подчеркнуть связь ведийской традиции с наблю-дательной астрономией. Литерату-роведение, поэтика и эстетика — одна из наиболее разработанных шастр, охватывающая вопросы теории и определения поэзии, философии языка и герменевтики, классификации героев, эстетических переживаний (раса-шастра), достоинств и недо-статков, поэтических фигур (алан- кара-шастра), учения о подтексте (дхвани-шастра), о стилях (рити-ша- стра), об образности (вакрокти-шаст- ра), о гармонии (аучитья-шастра) и драматургии (натья-шастра). Ее значение для религиозной философии И. определяется тем, что брахман в упанишадах определяется как раса ("ураз", эстетическое впечатление). Понятие "философия" в санскрите выражается несколькими синонима-ми: пара-видья (высшее знание, ме-тафизика), брахма-видья (знание великого первоначала), джнана (знание), анвикшики (исследование), даршана (воззрение), мата (теория), самая (учение). Такие названия, как анвикшики и даршана, несомненно, отличаются большей научностью, чем европейское название "фило-софия". Анвикшики ("обследование, рассмотрение") означает рефлексию по поводу данных чувственного опыта или авторитетного свидетельства, т. е. это — логический анализ по преимуществу. В раннюю эпоху (до 1 в. до н. э.) термин применялся к различным направлениям мысли (локаяте, санкхъе, йоге), позже стал синонимом школы ньяи. Даршана ("воззрение") представляет собой общетеоретическое обобщение проблемы. В упанишадах или веданте ("венце, завершающей части Вед") происходит первое обобщение ведийской или брахманской философии. Слово "упанишада" означает "сокро-венное учение" (буквально "посад", бел. "пасяджэнне", заседание). Со-хранилось свыше 200 текстов, среди которых наиболее авторитетными считаются 108. Содержание их не ог-раничивается ритуальными, мифо-логическими и космогоническими темами. Обряд используется лишь в качестве метафоры человеческого бытия. Они анализируют вопросы теории познания, онтологии, психо-физиологии, этики (т. е. глубинных устойчивых убеждений, верований, идеалов) и эстетики (природы худо-жественного восприятия, эстетичес-ких переживаний и сопереживания). Главным является учение о единстве или тождестве атмана и брахмана (парама-атмана), т. е. человека и мира. Атман означает "естество", собственное "существо" (ср. с греч. — физика), т. е. человеческое одухотво-ренное тело. В прошлом и сегодня это важное понятие часто пытаются свести к "сокровенной сущности человека", "душе". Однако, как настаивали локаятики, человек — это живое, одухотворенное тело (в Европе то же отстаивал Спиноза и некоторые христианские богословы). Характер-но, что в веданте живой человек именуется шарирака (воплощенное, телесное существо), а душа — сукшма- шарирой (тонким телом). В этой связи парама-атман следует понимать как "сверхъестественное" (самое или перво-естественное) начало (ср. с греч. — метафизика). Брахман означает "великое" начало мироздания, порождающее все живое в процессе своего разворачивающегося во времени увеличения, разрастания. Душа именуется праной, дающей жизнь и движение как природе, так и атману, и пурушей, всепроникающей субстанцией, одушевляющей живые существа, иногда отождествляемой с праной. В "Шветашватаре" упоминается космогоническая тео-рия, согласно которой мир возник в силу своего естественного своеоб- разия, "собственной природы" (сваб- хава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона". В упанишадах отразились учения, легшие в основу веданты, йоги и других даршан. Помимо классичес-ких ведийских даршан идеи упа- нишад нашли отражение в средние века у ранних христианских бого-словов, в учениях иранских суфиев, а с 19 в. — в западной философии (у Шопенгауэра, Эмерсона, Толстого, Швейцера и др.). Среди шастр, основанных на упанишадах, важ-нейшими являются шесть даршан (миманса и веданта, ньяя и вайшеши- ка, санкхья и йога), представляющие собой специальные философские дисциплины веданты, теоретическое оформление которых произошло, вероятно, еще в протоиндийский пери-од, а окончательная кодификация основополагающих текстов — не позже начала новой эры. Они разраба-тывают вопросы теории познания, логики, физики и метафизики, пси-хологии, текстологии Вед и этики. Позже, в 1 тысячелетии н. э., сформи-ровалась даршана грамматистов, в средние века произошла дифференциация веданты Бадараяны, породившая множество школ различной ори-ентации. Пурва-миманса ("первое осмысление или исследование") — название первого отдела ведийской философии, анализирующего поня-тие "дхармы" применительно к ве-дийским обрядам (карма — откуда ее наименование "карма-миманса" и "дхарма-миманса"). Основополагающим сочинением является "Миман- са-сутра" Джаймини с "Бхашьей" (первичным комментарием) Шабары (ок. 3 в. до н. э.), "Шлокаварттикой" Кумарилы Бхатты и "Брихати" Прабхакары (4—8 вв.). Миманса исследует и классифицирует предписа-ния относительно календарного ритуала, содержащиеся в первой части ведийского канона, и разрабатывает вопросы эпистемологии, философ-ской семантики и текстологии ведийских санхит и брахман. В поле ее рассмотрения входят вопросы теории смысла ведийских изречений, вечности звука и сопряженного с ним смысла. Это учение оказало за-метное влияние на всю индийскую философию, прежде всего, на веданту. Кумарила Бхатта (7 в.) был вид-нейшим философом мимансы и осно-вателем одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутру" и первичный комментатор Шабары. Кумарила в первой части своего тру-да ("Шлокаварттике") в полемике с буддийской логикой и диалектикой (мадхьямикой) обосновывает гносео-логию мимансы, помимо четырех праман (средств правильного познания) ньяи признает еще невосприя-тие и подразумевание, утверждает анонимность (отсутствие автора) и непогрешимость Вед и пр. Ошибоч- ное знание толкуется им не как за-блуждение, а как неполное знание. Прабхакара (7—8 вв.) — ученик Ку- марилы, комментатор "Шабарабха- шьи", основатель второго направления мимансы. По Прабхакаре, в ведий-ском высказывании важен вторичный смысл, а не выводимый из прямых значений слов. Ведийские боги интерпретируются как символы (ка-лендарных) обрядов. Веданта (буквально завершение Вед), именуемая также уттара-мимансой ("вторым, лучшим, высшим осмыслением"), представляет собой последующую и заключительную философию, "глубинную этику", решающую вопросы сущности жизни, назначения человека, природы земного страдания и "небесного" блаженства, добра и зла, должного и недолжного, путей до-стижения чувства покоя и счастья, свободы от неведения, страданий и страха смерти. Она занимается завершающей частью ведийского канона — упанишадами, которые, собственно, и являются ведантой. Основополагающий текст "Брах- масутра" (также "Веданта-сутра", "Шарирака-сутра", "Уттара-миман- са") Бадараяны ( 5—2 вв., до н. э.) содержит в 555 конспективных за-метках схематичное изложение важнейших философских положений упанишад и араньяк, непонятное без пояснений и дающее большую свободу истолкования. Первая глава на-зывается Саманвая («Обобщение») и представляет собой свод высказы-ваний упанишад о брахмане; вторая — Авироддха («Непротиворечи-вость»), опровергает возражения, основывающиеся на авторитете смри- ти, но противоречащие шрути; третья — Садхана ("Достижение"), объ-ясняет сущность науки о брахме (брахма-видья), сущность брахмана и путь его «постижения», закон кармы, состояния сознания, природу праны, сосредоточения сознания, значение ступеней жизни, природу освобождения сознания от неведе-ния, которая уподобляется состоянию невинного дитя; четвертая — Пхала ("Плод"), описывает процедуру и методику медитации, предполагающую, в частности, использование цикли-ческой мифолого-астрономической символики, результат познания, ос-вобождение от пут кармы, ступени достижения понимания своего тождества с динамически вращающейся Вселенной, обретение своей истинной сущности и сверхъестественных способностей. "Йога-Васиштха" — это грандиозный ведантийский фи- лософско-поэтический эпос в 24 тыс. стихотворных строф, построенный как дополнение к "Вальмики-Рамаяне" и содержащий развернутое опи-са- ние ученичества Рамы у Вишвамитры и изложение веданты. В популярной философской песне "Махабхараты" — "Бхагават-Гите" — излагаются обя-занности кшатрия-воина и учение о трех способах (йогах) или путях (маргах) отождествления себя с высшим духовным началом: карма- йога, т. е. союз посредством беско-рыстных деяний и отречения от их плодов; джняна-йога — осознание тождества путем познания веданты; бхакти-йога — союз, достигаемый посредством любви и почитания господа. Эти три йоги возвещаются Ар- джуне Кришной накануне великого сражения. Наиболее древними школами веданты являются брахман-ские течения, в которых субстанция мира выступает в безличном образе великого первоначала (брахмы): адвайта (недвойственность, недуализм) Шанкары (8 в.), бхеда-абхеда (различаемое неразличие) Бхаскары (9 в.) и Ядава Пракаши (10 в.). Количество школ веданты чрезвычайно возросло в условиях средневековой раздробленности страны. Под воз-действием ислама в веданте усилились теистические мотивы, роль пер-воначала стали играть воинственные Вишну, Шива и их воплощения. Хотя все школы претендуют на систе-матизацию упанишад и правильное осмысление "Брахма-сутры" Бадараяны и "Бхагавадгиты", они признают авторитет некоторых других священных писаний: вишнуиты — "Панчаратра-Агам", писаний тамильских альваров, "Бхагаваты" и других вишнуитских пуран, а шиваиты — писания наянмаров, натхов, шиваит- ских Агам и Пуран. К вишнуитским течениям принадлежат вишишта- адвайта (особая или ограниченная различием недвойственность) Яму- начарьи (11 в.) и Рамануджи (1017— 1127), которую развивали далее Джнанешвар, Рамананда, Кабир и Нанак (основатель сикхизма); двай- та (двойственность) Мадхвы (1197— 1273); свабхавика двайта-адвайта или бхеда-абхеда (естественная двойственная недвойственность или неразличие в различии) Нимбарки (11 в.) и Виджняна-Бхикшу; ви- шуддха-адвайта (чистая недвойст-венность) Вишнусвамина и Валлабхи (15 в.); бенгальская ачинтья-бхеда- абхеда (неощущаемое неразличие в различии) Чайтаньи и Баладевы. Шиваитские направления представ-лены (вишишта) шива-адвайтой Шрикантхи (11—12 вв.) и близкими ей школами тамильской шайва- сиддханты Тирумулара, Мейканда- ра, Арульнанди и Умапати (отстаи-вавшей садришью, схожесть бога и душ) и канадской вирашиваитской бхеда-абхедой или шакти-вишишта- адвайтой Шрипати и Басавы; гуджа- ратской пашупата-двайтой Накули- ши; кашмирской парама-адвайтой (высшей недвойственностью), пред-ставленной учениями спанда(колебание), крама (пошаговое познание), ишвара-пратьябхиджна (переопо-знание Ишвары), агама (агамичес- кая), трика (тройка категорий), разработанными Васугуптой (9 в.), Каллатой, Соманандой, Утпаладе- вой, Абхинавагуптой (10 в.) и Кше- мендрой-Кшемараджей (11 в.). Названия школ отражают решение во-проса о связи человеческой души и брахмана. В адвайте отрицается множественность душ как ошибоч-ное представление, следствие неведения, авидьи, а единое, вечное, ис-полненное света, жизни и чувства блаженства духовное начало является истинной сущностью всего суще-го. Вишишта-адвайта мыслит брахмана и человеческую душу едиными в сущности, но самостоятельными в проявлении. В двайте они пред-ставляются двумя отдельными вечными сущностями. Естественная бхеда-абхеда считает, что существует три вечных сущности: брахман, чит (души) и ачит (неодушевленные явления: предметы, полевые состояния материи и время). Они отличны по форме, но чит и ачит не имеют не-зависимого существования вне брахмана. Вишуддха-адвайта выделяет в брахмане несколько уровней: высший, божественный, неразрушимый (акшара), на основе которого существуют душа и мир, время, действие и своеобразие (свабхава). Высшее на-чало пронизывает все сущее и является его опорой. Парама-адвайта, носящая название реалистического идеализма, обосновывает идею синтеза двайты, вишишта-адвайты и ад- вайты. Мир — продукт духа, но не человеческого, а универсального, поэтому он реален. Человеческая душа по существу такова же, как и все-общий дух, однако в силу трех ограничений не ведает этого. Устранение этого неведения возможно путем йоги, т. е. самоотождествления с высшим духом. Значимую роль в И. исполняют агамы и тантры. Тантры — «стяжки», книги — священные писания (порой напоминающие эн-циклопедии) шиваитов, вишнуитов, шактов (также джайнов и буддистов), кодифицировавшиеся в 1 тыся-челетии н. э. Как правило, каждая тантра имеет четыре части: «поведение» («чарья") — общественный праздничный этикет, домашние «обряды» («крия»), «познание» («джна- на») и «самообладание» («йога»). Всего известно около 200 тантр. Шиваитские тантры распадаются на 64 адвайтических Бхайрава-Агам, 18 двайта-адвайтических Рудра-Агам и 10 двайтических Шайва-Агам. Кашмирский монистический шива-изм трики опирается на тантры первого разряда. Монизму следует и шактизм, в котором на первый план выдвигается богиня-мать (Шакти, супруга Шивы или Вишну, являющаяся олицетворением ночного неба и динамического аспекта космичес-кого духа), провозглашаемая владычицей мира. Ее "супруг", олицетво-ряющий сущее в покое, мыслится просто как ее пассивное, статическое состояние. Шактистские агамы состоят из 5 Субхаджа-Агам, 64 Канта- Агам и 8 Мишра-Агам. Тамильская шайва-сиддханта отдает предпочте-ние двум другим разрядам тантр, особо выделяя значение «Камика- агамы». Двайта-адвайтические «Ру- дра-тантры» являются общими для кашмирского и тамильского шиваизма. Учения пашупатов, капали- ков, каламукхов и шайвов развивались в русле дуалистических тантр. Известный шиваитский философ-эн-циклопедист, литературовед, поэт и музыкант Абхинавагупта, творец «Тантра-алоки» («Света тантры»), многотомной энциклопедии тант-ризма, а также основополагающих трудов по философии кашмирского монистического шиваизма «трики», театру, эстетике и поэтике — одна из значимых фигур И. Предание гласит, что у него было свыше тысячи учеников, в конце жизни учителя они вместе скрылись в гималайской пещере, за исключением главного ученика — Кшемендры-Кшемарад- жи. Последний переработал всю ве-дийскую мифологию, создал сокра-щенные изложения итихас, многих других шастр и прокомментировал все важнейшие сочинения кашмир-ского шиваизма. Важное место в И. занимает школа ньяи. Термин "ньяя" означает "выход, вывод", ло-гическое рассуждение, закон, силло-гистика, логика. Исторически ньяя представлена двумя школами: ведийской ньяей и средневековой на- вья-ньяей (новой логикой). Ньяя интересуется прежде всего эписте-мологией, логикой и диалектикой (диспутом). Она признает четыре спо-соба познания (прамана,буквально "промеров"): восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство (авторитета и откровения). Первичная цель ньяи — устранение ложного знания, которое понимается как принятие одного объекта за другой. Исходный текст древней школы «Ньяя-сутра» принадлежит Акша- паде Готаме (2 в. до н. э.), важнейшие комментарии к нему составлены Пакшиласвамином Ватсьяяной (400) и Уддьотакарой (7 в.). Вместе с последующими комментариями общий объем достигает нескольких тысяч страниц. Текст состоит из 528 сутр, пяти больших разделов, каждый из которых делится на две части, а далее на тематические главы. Сначала дается подробное перечисление терминов, их определение, затем крити-ческое исследование. Основные термины, составляющие понятийное ядро ньяи, следующие: инструмен-ты познания; подлежащее познанию; сомнение; цель; очевидное; основоположение; составная часть аргументации; косвенный аргумент; диспут для выяснения истины; словопрения ради победы; возражение без выдвижения контртезисов; оши-бочные логические основания; словесные увертки; некорректные возраже-ния по сходству; условия поражения в диспуте. "Новая ньяя" — философ-ская школа, основанная в 13 в. ве-ликим логиком Гангешей, автором «Таттва-чинтамани» («Понятийного пожелай-камня») и представленная вереницей выдающихся философов: Пакшадхарой (15 в.), Рагхунатхой Широмани (15—16 вв.), Матхура- натхой (17 в.). Философам этой школы принадлежат огромное число ра-бот по логике, проблемам семантики, эпистемологии, физике и граммати-ке. В основе онтологии лежит реа-лизм. Эта логика не рассматривает высказывания, а оперирует "смыслами". В некоторых отношениях она решительно превосходит аристоте-левскую логику; ей знакомы понятия конъюнкции, дизъюнкции и их отрицание, следствие о классах из закона Де Моргана, а своей концепцией числа она на несколько столетий предвосхитила математическую логику. Новая ньяя не использует символов, обходясь грамматическими средствами санскрита и получая немыслимое множество логических высказываний, что отражает общую тенденцию санскритской учености — лаконичность и экономию языковых средств при максимальной насы-щенности смысла. Вайшешика (анализ особенностей, вишеша) близко связана с ньяей. «Вайшешика-сут- ра» имеет меньшее значение сравни-тельно с самостоятельным трудом Прашастапады (4—5 вв.) «Падарт- ха-дхарма-санграха» («Анализ ха-рактеристик категорий»). Задача вайшешики — формулирование реа-листической онтологии,в которой, в частности, детально разработа-на атомистическая теория материи. Видами сущего в ней являются субстанции, их качества, движения, общее, особенное и внутренняя при-сущность. Средствами истинного познания признаются восприятие, вывод (опирающийся на последовательную теорию силлогизма и анализ признаков верного умозаключения), память и интуиция. Неверное познание проявляется как сомнение, ошибка, недоумение и сновидение. "Вайше- шика-сутра" — основной текст философии вайшешика, приписыва-емый мудрецу Канаде. Создан, по- видимому, в первые века до н. э. Сохранился лишь один прямой ком-ментарий. Текст делится на 10 разделов, в которых рассматриваются: членение всего сущего, понятие общего и особенного; теория суб-станций — агрегатных состояний вещества, пространства и времени; ду-ховные субстанции; описание тела и орудий познания и действия (ин- дрий); движение и действия; добро-детель, долг, обязанности; качества (материальные, познавательные) и их присущность; определенное и не-определенное восприятие; класси-фикация актов познания. Санкхья ("пересчет", итог) — метафизика, перечисляющая и классифицирующая основные элементы психофизи-ческого континуума и представляющая собой теоретический фундамент йоги, вишнуитских и шиваитских тантр, шастр и сиддхант. Онтология зиждется на теории пред-существо-вания следствия в причине (сат-ка- рья-вада). Пракрити ("раскрытие", "природа", способность модифици-роваться в другие начала, "преду- клад", первопричина мира объектов) представляет собой динамически не-прерывно изменяющуюся субстан-цию мироздания, творящую мир из себя самой. Натяжение трех разно-цветных гун ("гужей") сменяется, как сменяют друг друга день, ночь и заря. Элементы макрокосмоса являются объективацией элементов микрокосма: пять агрегатных состояний вещества (маха-бхуты) и их пять тонких эманаций (танматры) строго соответствуют пяти орудиям восприятия и пяти телесным орудиям действия (индриям). В эпистемо-логии признаются три источника правильного познания: восприятие, вывод и авторитетное слово. Сравнение, предположение и отсутствие не являются самостоятельными. Основатель системы Санкхья — Капила (воплощение Вишну или Агни). Од-нако текст «Санкхья-правачана-сут- ру», приписываемый ему, относят к 14 в. «Санкхья в стихах», важнейший текст классической санкхьи (3 в.), приписываемый Ишвара- Кришне, состоящий из 73 стихов размером арья, считается конспектом не дошедшего большого труда "Шашти-тантра". Авторы важнейших комментариев — Гаудапада (6 в.), Вачаспати (9 в.), Виджнянабхикшу (16—17 вв.) и Анирудха. Ряд произ-ведений древних авторов Панчашик- хи, Варшаганьи известен из меди-цинских трактатов, «Махабхараты» и др. Труд Виджнянабхикшу (16 в.) сближает санкхью с ведантой. Йога ("союз, слог, сложение" от корня «юдж» — соединять) — интеграция духовных, психических и физических сил, имеющая целью подчинение контролю всех пяти уровней сознания (правильное и ложное познание, сон-подсознание, воображение и память). Истинная крийя или ража- йога представляет собой аскетичес-кую этику, гигиену, физиотерапию, физкультуру, гимнастику, психологию и парапсихологию. Йога тесно связана с медициной аюрведы, ас-трономией джьетиша и военной тре-нировкой дханурведы. В «Йога-сутре» Патанджали йога представляет собой «восьмичленную» науку о пре-кращении работы всех видов сознания и достижения высшей психофи-зической интеграции. Аскетическая этика йоги, очевидно, предназначенная для отрекшихся от мира подвиж-ников, вступивших в старческий возраст, требует отказа от общественной жизни и всех принципов мирского поведения, предписывая преодоле-ние страха смерти, ненасилие (как в джайнизме и буддизме), абсолютную правдивость, неворовство, не-стяжательство, целомудрие, удов-летворенность, чистоту, почитание бога, умерщвление плоти и повторение Вед. Эти принципы являются основой трех йог (джнана, карма и бхакти), сформулированных в "Бха- гавад-гите". Предписание чистоты, контроля над телом, всеми мускула- ми, дыханием и внутренними органами, требование правильной осанки и устойчивости тела оформились в хатха-йогу, занимающуюся аске-тической гигиеной, физической и дыхательной гимнастикой. Послед-ние ступени йоги, именуемые раджа-йогой (царской йогой), нацелены на отвлечение внимания, воображе-ния и всех прочих проявлений сознания от внешних предметов и со-средоточение его на себе самом, что и обеспечивает приобщение адепта к вечности и смерть по желанию. Ос-новополагающий текст "Йога-сут-ры" — «восьмичленной йоги» при-писывается Патанджали (ок. 2 в. до н. э. — 3 в.) — автору "Большого комментария" к грамматике Пани- ни. Текст состоит из 195 сутр и делится на 4 главы: самадхи-пада (глава о сосредоточение); садхана-пада (глава о достижении); вибхути-пада (глава о сверхъестественных способно-стях); кайвалья-пада (глава о конечном исходе). Важнейшими коммен-тариями являются «Йога-бхашья» Вьясы (5 в.) и «Раджамартанда» Бходжараджи. Наряду с шестью ведийскими существовали и неведийские (т. е. не признающие автори-тета Вед) направления: локаята (разработанная одной из сект капа- ликов и, видимо, специализировавшаяся на искусстве спора, диспута), буддизм и джайнизм. Грандиозные комплексы буддизма (на пали и санскрите), джайнизма (на апабхрамше и санскрите), шиваитского, вишну- истского и шактистского тантризма формировались в тот же период, когда происходило становление брах-манских даршан. В лунарной модели философии эти неведийские направления были связаны с новолунием, периодом смерти Месяца, господст-вом мрака, засильем млеччхов, сумеречных сил, сторонников тьмы, противников ариев (просвещенных), преодолением страха смерти. Эти на-правления в отличии от светлой жизнеутверждающей философии Вед отмечены приверженностью мисти-цизму, аскетизму, иногда смешанному с крайним пессимизмом. На-пример, капалики-тантрики мазали себя пеплом, пили вино из черепа и отрицали все общественные ценнос-ти и идеалы; в буддизме самой главной причиной страданий провозглашено желание жить и любить (воспетое в кама-шастре); Будда демонстрирует сотни раз в Джатаках решимость отречься от себя и от жизни; а у самых правоверных джайнов идеалом является добровольный уход из жизни под предлогом непричинения вреда другим живым существам. Однако все эти крайние взгляды не противо-речат ведизму в главном: они придер-живаются той же духовной стихии и этики (например, ахимсы, ненасилия и непричинения вреда живым существам, что и йога), следуют тому же лунному календарю (возможно, реформированному) и той же эпистемологии,логике и диалектике, которую пытаются приспособить к своим целям, модифицировать или улучшить. Локаятики определяются в труде джайна Харибхадра Сури "Обзор шести мировоззрений" как йоги-капалики или тантрики, т. е. почитатели Шивы-Бхайравы и Кали в образах разрушителей Вселенной и, таким образом, их отрицание ведийских обрядов, богов и насмешки над жрецами не носят абсолютно де-структивного характера, как иногда полагают те, кто считает их матери-алистами. Чаще они предстают ис-кушенными полемистами, стремив-шимися, видимо, к разоблачению предрассудков и суеверий, порож-давшихся буквальным прочтением ведийских метафор. Локаятики упо-минаются Баной в поэме "Харша-ча- рита" в составе учащихся и учителей разных других направлений в школе Дивакарамитры. Часто подчеркива-ется, что из четырех сторон жизни они обращали внимание только на любовь (каму), при этом "Кама-сут- ра" Ватсьяяны дает интересное описание взглядов локаятиков, что поз-воляет связать их с последователями кама-шастры. Будда в пуранах объявлен воплощением Вишну. Маха- вира, основоположник джайнизма, и его достойные предтечи носят име-на воплощений Вишну. Гармонич-ная циклическая основа различных философских взглядов была заложена в древности, и вся последующая деятельность философов сводилась к углублению отдельных положений. Поэтому религиозно-философ- ские системы И. преемственно связаны с древними истоками мысли, изложенными в сутрах, и согласова-ны друг с другом в рамках астроно- мико-мифологической поэтики. На протяжении тысячи лет до 8 в. (в Кашмире до 14 в., а на юге Индии и на о. Шри Ланка и позже) буддийская и джайнская философии мирно спо-рили со школами брахманизма. Ре-зультатом этой полемики иногда считают адвайта-веданту Шанкары, вобравшую многие философские до-стижения буддистов-мадхьямиков школы Нагарджуны. Развитие фи-лософских систем происходило в публичных диспутах, где могли об-суждаться все, в том числе и крайние точки зрения. В эпоху Гуптов (4—6 вв.) И. превратился в мощное религиозное течение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. После вытеснения буддизма из Индии и Средней Азии в Тибет и на восток вторгши-мися гуннами, пратихарами, гурд- жарами и другими тюркскими заво-евателями полемика брахманизма с буддизмом сворачивается, и центр споров перемещается в область отношений брахманских школ между со-бой и внутрь самих школ, происходит дальнейшая дифференциация классических даршан. С приходом в Северную Индию в 11 в. ислама появляются теистические школы веданты — до тех пор теизм был лишь слегка намечен в ньяе. Разрушение буддийских городов-университетов, энциклопедической системы сан-скритского образования вызывают серьезный упадок индийской философии в 16—18 вв. Однако несмотря на удары, нанесенные И. мусульман-ским нашествием, он выстоял, одержал внушительную победу не только над исламом, но и над христианством и утвердился в Индии в качестве государственной религии. В столк-новении и противостоянии с исламом и христианством И. проявил не-обычайную стойкость, открытость и терпимость. Он вбирал в себя при-несенные завоевателями религиоз-ные традиции и включал новых бо-жеств в свой пантеон. При этом его целостность нарушилась, социальная структура утратила гибкость, усилились фундаменталистские, ми-стические и коммуналистские тен-денции. Современный период, сопря-женный с европейской колонизацией и столкновением традиционной ин-дийской культуры с западноевропейской цивилизацией, характеризуется возрождением древних традиций и их переосмыслением, особенно с возникновением в 19 в. реформатор- ско-просветительских организаций, таких как «Брахмо самадж» и «Арья самадж». Раммохан Рой, Кешобчон- дро Сен, Даянанда Сарасвати, Ра- макришна, Вивекананда, Тагоры, Неру, Махатма Ганди, Ауробиндо Гхош, С. Н. Дасгупта, Сарвепалли Радхакришнан, Д. Чаттопадхьяя и другие видные просветители и фило-софы не только пересмотрели концеп-туальные основы И., но и попытались его модернизировать и интегрировать, связав с развитием национальной идеи и современными тенденциями развития мировой науки, культуры и философии.

М. И. Михайлов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИНДУИЗМ:

  1. ИНДУИЗМ
  2. ИНДУИЗМ
  3. Гуманистическая мораль
  4. ПУРАНЫ
  5. КАРМА
  6. ВЕДЫ
  7. ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - Бог)
  8. ПАНТЕИЗМ
  9. ИНДЕТЕРМИНИЗМ
  10. 1. Становление философии в Древней Индии
  11. ИЕРАРХИЯ
  12. АБСОЛЮТ
  13. ИЕРАРХИЯ
  14. КРИШНА
  15. КАРМА (санскр. karman - действие, дело, жребий
  16. ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датта
  17. ВЕДАНТА
  18. ТЕОСОФИЯ (греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание
  19. Разум и познание