<<
>>

ИНДУКЦИЯ

(лат. inductio — наведение) — вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.

Уже Сократ пользовался индуктивным методом для построения понятий. Его описание дал Аристотель. Был знаком и средневековой схоластике, хотя в ней имел крайне ограничен-ное значение; при становлении науки Нового времени его апологетами были Г.Галилей и И.Ньютон; но статус универсального научного метода индукция получила в работах Ф. Бэкона, положившего ее в основание опытного, эмпириче-ского познания; Дж. С. Милль разработал индуктивную логику как общую методологию наук. Различают несколько видов ин-дукции. Полная индукция, когда обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Такая индукция возможна только при ограниченном, обоз-римом количестве объектов, что бывает нечасто, поэтому она имеет узкий спектр приложения. Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда на ос-нове анализа определенного числа фактов дается общий вывод от-носительно всего, класса объектов.
Неполную индукцию называют научной, если она не только формально (на основе сходства), но и реально обосновывает не-случайность наблюдаемой регу-лярности, т.е. указывает причины, закономерности, ее порожда-ющие. В основе индуктивного умозаключения лежит метод ана-логий: то есть полагают, что если в n-количествах объектов, ситуаций появился определенный при-знак, свойство, состояние, параметр и т. п., то в п+1 случае при сходных условиях появится этот же признак. В психологии пред-восхищение, базирующееся на индуктивном обобщении, называется экстраполяцией, переносом. Экстраполяция присуща многим животным, в том числе и птицам. Индуктивное обобщение называют иногда эмпирическим. Одной из моделей-иллюстраций индуктив-ного умозаключения служит так на-зываемая «фотография Гальтона». Для того чтобы сформулировать по-нятие «человек», берут фотографии различных людей и накладывают друг на друга. Несущественные признаки ретушируются, а сущест-венные, наоборот, утрируются. Ана-логично мыслится и формирование эмпирических обобщений. Однако сама эта модель указывает на огра-ничения в использовании индуктив-ного метода. Представим, что необходимо сформулировать понятие «красота». Возьмем фотографию красивой женщины и фотографию красивой, допустим, лошади. Наложим их друг на друга. Но вряд ли в результате этой операции мы полу-чим «красоту» вообще. Более того, мы вначале должны иметь понятие «красоты», чтобы определить, какой предмет красив, а какой нет. Много-численные критики (а среди них и Платон, и Августин, Декарт, Кант, Поп пер) индуктивного метода как универсального доказывают, что да-леко не все общие понятия можно вывести, дедуцировать из опыта. Поэтому индуктивный метод должен быть дополнен дедуктивным.

Интеллигенция

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ИНДУКЦИЯ:

  1. Индукция и дедукция
  2. Теория индукции
  3. ИНДУКЦИЯ
  4. ИНДУКЦИЯ
  5. Метод установления исходных принципов науки
  6. Оптимизировать или нет?
  7. 4.2. Порядок построения и проверка версий
  8. 2. ПРИНЦИПЫ ИЛИ ТЕОРИИ
  9. АРИСТОТЕЛЬ
  10. «Энтимема
  11. ДЕДУКЦИЯ