<<
>>

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

одна из основных категорий, в ко-торых современные философы, соци-ологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, так называемых "развитых" обществ в отличие от "традиционных", "аграрных" (родо- племенных, феодальных и др.).

Термин "И. О.", впервые введенный в научный оборот в 19 в. Сен-Симо-ном, употреблялся видными пред-ставителями социологии Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. Он наполнился новым, более широким и конкретным содержанием в 1950—1960-х, когда теория И. О. сформировалась и стала одной из главенствующих на Западе. Эта теория, базирующаяся на принципах технологического детерминизма, первоначально была сформулирована в двух вариантах: Ароном в его лекциях в Сорбонне в 1956—1959 и Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест". Теория И. О. исходит из того, что коренные социально-эко-номические, политические и социо-культурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации "тра-диционных" аграрных обществ к "индустриальным", сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной револю-ции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума.
Именно быстрое развитие техники и становится главной детерминан- той социально-экономического раз-вития. Основные компоненты ста-новления И. О. состоят в том, что в процессе его возникновения созда-ется крупное машинное производство (Ростоу), национальная система экономики со свободной торговлей и общим рынком (Арон), с фабрич-ной организацией труда, символом которой является фабричная труба (Тоффлер). Белл считал, что в И. О. центральными переменными, опре-деляющими его социальную дина-мику, становятся труд и капитал. Опираясь на этот тезис, Дарендорф утверждал, что в этом обществе ос-новным социальным конфликтом является противостояние вдоль оси собственности между пролетариатом и капиталистами.
Свойственные "традиционным" обществам жесткие социальные перегородки в процессе характерной для И. О. ак-тивной социальной мобильности разрушаются, традиционные на-следственные привилегии уступают место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогаще-нию гражданских прав, к демокра-тизации общественно-политической жизни. По мере нарастания могуще-ства индустриализма и повышения роли специалистов в управлении экономикой и другими сферами об-щественной жизни в И. О. проис-ходит отделение собственности от процесса управления, а реальная власть переходит к "технострукту- ре" — специфической социальной организации, состоящей из совокуп-ности ученых, инженеров и техни-ков, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в области отношений с общественнос-тью (Гэлбрейт). Тем самым И. О. предстает в качестве более широкой социальной категории, включающей в себя "капиталистическое общество" в качестве частного случая, преодоленного в процессе даль-нейшего развития. На протяжении 1970—1990-х акценты в оценке И. О. основательно сместились в критическую сторону. В частности, утверждается, что современное со-циально-экономическое развитие привело к отвержению ценностей И. О., что это общество находится в кризисе, а человечество движет-ся к общественному устройству, "отличающемуся большей способ-ностью к самоизменению, чем И. О." и которое условно может быть названо "постиндустриальным обще-ством".

Е. М. Бабосов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:

  1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  2. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  3. 3.3 Индустриально-инновационные кластеры в промышленности
  4. 1.3 Индустриально-инновационная и экономическая политика Республики Казахстан
  5. 43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
  6. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  7. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  8. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  9. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  10. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО