<<
>>

ИНСТИНКТ

— биологически обус-ловленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. В структуре И. и схеме его осуществления традици-онно выделяются: а) биологический источник; б) энергия этого источни- ка; в) цель, на которую направлено действие И. с целью достижения удовлетворения и разрядки соответ-ствующей энергии; г) объект И. Реализуясь автоматически, И. не допускают предвидения предполагаемого действия: они, преимущественно, имеют смысл лишь в обычных, есте-ственных условиях.

При резкой трансформации последних И. стано-вятся нецелесообразными и в пер-спективе могут исчезнуть. И. невы- водимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ос-лабляться в течение жизни. Совре-менная этология предполагает наличие нескольких врожденных И. (паттернов поведения): питания, сна, половой активности, ухажива-ния, родительского И., И. борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. Нереализованность И. в перспективе ведет к росту сопря-женных психических напряжений и страданиям его носителя. В случае перехода данными напряжениями порога толерантности у индивида конституируется чувство тревоги и, как правило, активизируются за-щитные механизмы личности.

А. А. Грицанов

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — см. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — исходно — одна из основных методоло-гических установок прагматизма, в более узком смысле — версия праг-матизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мер- фи и др.). Значение принципов, раз-работанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (опе- рационализм П. Бриджмена, "соци-альный бихевиоризм" Дж. Г. Мида, семиотическая концепция Морриса), так и будучи осмысленным в со-временных концепциях познания и знания в целом. И. переформулировал субъект-объектную проблему в проблему обоснования знания как такового, которую, в свою очередь, сформулировал как проблему поня-тийного схватывания опыта. Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситуаций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность, стремясь найти эффективные и рационали-стически обоснованные решения жизненных (экзистенциальных) во-просов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе зало-женных в человеке и приобретаемых им в процессах обучения и воспитания привычек (навыков), осознанных и закрепленных как верования, т. е. готовность действовать опре-деленным образом. Жизнедеятельность индивидов подчинена действию "принципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способнос-ти служить эффективным средством вписывания в ситуацию. В этом от-ношении снимаются й границы между познанием и действием. Понятия, идеи, теории суть лишь средства, орудия, инструменты (откуда и название — "И."), "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оцениваемые функционально, т. е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуации. Отсюда и функциональная концепция истины (впервые последовательно разверну-тая и аргументированная в прагматиз-ме), последовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание познания как движения в направле-нии обеспечения реализации цели, задаваемой ситуацией. Основное отношение субъекта к миру — практи-ческое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное.

В силу этого снимается и противопоставление теоретической и оценочной дея-тельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма) как процесс вынесения оценки (истинно то, во что лучше верить). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интер-претируемостью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки (навыки) и опробированные инстру-менты не являются универсальными, не обеспечивают стандартность и автономность наших решений, а наоборот, при их догматизации сужают горизонт наших возможностей. Большинство ситуаций, в которые включен человек, не носят устойчивый (стационарный) характер, а полны неопределенностей, т. е. про-блемны. Они проблемны (а следо-вательно и опасны для человека), до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структрурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений. Ситуации локализуют наш опыт, контекстуали- зируют и его и наши инструментальные (познавательные) возможности, актуализируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе вы-страивания выгодных и эффектив-ных отношений с объектами). Задача интеллекта в том и заключается, чтобы дать человеку возможность нормально жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологиями. "Инструментальная логика" познания, заканчивающаяся технологизированным решением, задается адекватностью схватыва-ния проблемы и правильностью по-становки целей, диктующих выбор средств-инструментов. Тезисы кон- текстуальности и функциональности познания дополняются тезисом экспериментальное™ (операцио- нальности и технологичности). По-знание — это "делание", умение ре-шать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать — значит не столько выявить предпосылки возможно-го действия, сколько оценить возможные его последствия, характер порождаемых принятым решением новых проблем. Одну версию того, как это сделать, предложил Бридж- мен, конституировав тем самым опе- рационализм как отдельное направ-ление, другую Дьюи в своей модели пятиуровневой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "социа-лизировал" эту проблематику, версии же Бриджмена и Дьюи соотноси-мы между собой). Из этой процедуры выводится концепция истины Дьюи как оправданной утверждаемости, ставшая основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект зна-ния для И. есть созданный, экзис-тенциально произведенный объект. В нем это положение не радикализи-руется до утверждения конструирования реальности знанием, но возмож-ность такого "хода" в И. заложена, как и собственная трактовка соот-ношения концептов повседневного уровня познания (анализ прагма-тизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в фе-номенологической версии социологии знания. (См. Конвенционализм, Прагматизм, Дьюи.)

В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИНСТИНКТ:

  1. ИНСТИНКТ
  2. ЧАСТЬ 2. ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ
  3. IX. СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ
  4. ВЕЛИКИЙ ПАРЛАМЕНТ ИНСТИНКТОВ
  5. 1. ОТПРАВНАЯ ТОЧКА: КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНСТИНКТОМ И ВНЕШНИМ МИРОМ
  6. ЭРОС (греч. eros - любовь
  7. ЭРОС
  8. ТАНАТОС, Фанатос, Танат, Фанат (греч. Thanatos - смерть
  9. Часть 5
  10. СУБЛИМАЦИЯ (лат sublimare — возвышать, возвеличивать
  11. Часть 9
  12. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  13. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  14. САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
  15. САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕК-СУАЛЬНОСТИ
  16. Часть 11