ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ
(лат. in- tensio — напряжение, намерение) — термин, обозначающий зависимость значения контекста от смысла упо-требляемых в нем имен. Он восходит к традиции аналитической филосо-фии в версии Карнапа (и отчасти К.
И. Льюиса). Карнап в работе "Значение и необходимость" различал в структуре значения два элемента: 1) экстенсионал как область пред-метной приложимости для слова и логической валентности для предло-жения; 2) И. как смысл слова и, соответственно, суждение для пред-ложения. Структура значения Карнапа "экстенсионал — И." соответ-ствует структуре значения Фреге "денотат — смысл" (см. Денотат), но, в отличие от нее, позволяет осу-ществлять анализ интенсиональных контекстов. Интенсиональным на-зывается контекст, создаваемый субъективными пропозициональными установками, в которых истинно-стное значение высказывания зависит не только от истинности или ложности его составляющих, но также от их смысла и прагматических и/или психологических факторов, сопутствующих акту речи. В интен-сиональном контексте, как правило, не допускается подстановка тожде-ственных по референции (но не по смыслу) имен с сохранением истин-ности.С.
В. ВоробьёваИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. in- tentio — стремление, внимание) — основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был введен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумп- фом для описания психических пе-реживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у Брентано, объявил его фундаментальным свойством фено-менологического сознания. В отличие от гносеологической субъективности неокантианства, представляющей собой замкнутую самосознающую субстанцию, феноменологическое сознание всегда обладает изначаль-ной отнесенностью к предметности, т. е. И. И. как "сознание о", полага- ние предметности, выражает неса-модостаточность сознания, которое может существовать лишь при осо-знании предмета, а не собственных актов. И. формирует смысловую структуру сознания, нередуцируе- мую к психическим и физическим связям. И. существует в виде единой структуры акта полагания (ноэзис) и предметного смысла (ноэмы), причем последний не зависит от сущест-вования предмета или его данности. Понятие "И." оказало значительное влияние на Хайдеггера и Сартра. Мерло-Понти расширяет гуссерлев- ское понятие Й. и рассматривает ее не только как свойство актов сознания, а как фундаментальное отношение человека к миру. В аналитической философии понятие И. получило широкое распространение благодаря работам Д. Серля, который стремит- ся объединить лингвистическое по-нятие И. с феноменологическим. Д. Серль показал, что значение не может быть сведено лишь к лингвис-тическим составляющим, а является результатом взаимодействия языка и интенциональных ментальных актов (см. Ноэзис и Ноэма, Брентано, Гуссерль, Ингарден).
А. В. Филиппович
Еще по теме ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ:
- Модальная логика
- КОНТЕКСТ
- ДЕНОТАТ
- КОНТЕКСТ (лат. contextus - соединение, тесная связь
- Идея выбора строгих форм мышления
- ПАРАДОКС
- ЛОГИКА
- ИНДИЙСКАЯ, или БУДДИСТСКАЯ ЛОГИКА
- ИДЕНТИЧНОСТЬ
- Авторы статей
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Защита прав субъектов финансового права
- § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права