<<
>>

ИНТУИЦИЯ

(позднелат. intuitio — созерцание). В истории философии можно выделить следующие основные трактовки И.: 1) И. как интелли-гибельное явление, внечувственное восприятие особой (не тождественной эмпирической) действительности (Платон, Аристотель, Фома Аквин- ский, Николай Кузанский); 2) И.

как высший вид интеллектуального познания, достижения нового знания непосредственным, не опирающимся на доказательство усмотрением ума (Декарт, Спиноза, Лейбниц);

И. как непосредственное чувст-венное восприятие мира (Кант); И. как мистическая целостность проникновения в глубины инди-видуального сознания, постижение сущности "Я", воли, жизни, экзис-тенции и т. п. (Фихте, Шеллинг, Бергсон, Гуссерль, Лосский, пред-ставители экзистенциализма, неото-мизма, реализма, прагматизма). Со-временные исследователи проблемы И., независимо от их мировоззренческой ориентации, едины в том, что И. возможна на основе бессозна-тельного и может получить рацио-нальное объяснение в рамках теории бессознательного. И.

понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле И. — связующее звено между бессознательным и со-знанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, хотя сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психи-ческого в область сознания. В таком понимании И. — не дар, присущий отдельным индивидам. Она свойст-венна каждому человеку, но в зави-симости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых находится, проявляется по-разному. У одних И. проявляется при решении повсед-невных бытовых вопросов, у других она приводит к оригинальным реше-ниям, изобретением, открытиям. В последнем случае налицо творческая И. (или И. в узком смысле сло-ва).
Творческая И. — такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, будучи неосознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не выте-кающему непосредственно из внешних воздействий в данный момент знанию. Это направляемая осознава-емой субъектом познавательной за-дачей активность бессознательного. В истории философии имеет место разделение И. на чувственную и ра-циональную. Однако такое разделение чисто условно. И. представляет собой единый, целостный процесс, в котором выделяются два уровня. Первый, чувственный уровень — это такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, когда субъект осознает наличие у себя определен-ного эмоционального состояния без ярко выраженного предметного со-держания данного состояния. Второй уровень — интеллектуальный. Он возникает на основе первого, являясь его продолжением. Если первый уровень И. — своего рода предчувствие, то интеллектуальный уровень приводит к объективации субъективного, появлению в области субъективной реальности четкого предметного содержания сознания. Интеллектуальный уровень И. не имеет самостоятельного, вне чувст-венного уровня, существования, в то время как последний может прояв-ляться и сам по себе. Это объясняет-ся тем, что эмоция как первичная форма субъективного предшествует субъективному в форме восприятий и понятий. Следовательно, чувствен-ный уровень И., как момент во вза-имодействии субъекта и объекта, предшествует'интеллектуальному уровню. В зависимости от объектив-ных и субъективных факторов И. в познавательном процессе может быть представлена в разной мере. Наиболее ярко и мощно она прояв-ляется, когда перед субъектом возникает актуальная познавательная задача, решение которой требует от него глубоких знаний, большого опыта, огромного напряжения духовных и физических сил. Особую трудность представляет для субъекта поиск необходимых средств и приемов объективизации. Проблема может быть решена на уровне бессоз-нательного, но объективировать (вер-бализовать) полученный результат субъект не в состоянии.
Объективация такого результата и есть творческая И. Она срабатывает чаще всего в экстремальных условиях, когда с большим напряжением длительное время работают чувственность, интел-лект, воля человека. Творческая И. — высшая форма И., высший вид ее. На содержание объективации накла-дывает отпечаток характер конкрет-ной познавательной и практической деятельности индивида. По своей сути И. — общественный продукт, так как она предполагает овладевание средствами и приемами объектива-ции. В силу этого можно выделить и так называемую профессиональную И., под которой понимается И., вызванная решением чисто профес-сиональных задач и связанная с ис-пользованием специфических, при-сущих данному виду деятельности приемов и средств объективации. Необходимо различать также худо-жественную и научную И. Такие об-ласти человеческой деятельности, как литература и искусство, с одной стороны, и наука — с другой, харак-теризуются специфическими, по некоторым компонентам качественно различными средствами и приемами объективации. С позиций понимания И. как момента связи бессозна-тельного и сознания, перехода первого во второе, постановка вопроса об истинности И. не имеет смысла, так как он сводится к проблеме истины как таковой. И. может быть со-пряжена как с адекватной, так и с не адекватной объективацией. Наше беспокойство может быть напрасным, радость — преждевременной, предчувствие — ложным. Точно так же предметное содержание сознания может представлять собой не образ объективной реальности, а субъек-тивную конструкцию, которая лишь в малой степени соответствует объ-ективной взаимосвязи предметов и явлений внешнего мира. Поэтому истинность любого знания должна быть подвергнута логическому обос-нованию и практической проверке. И. — не нечто противоположное ин-теллекту. Они — взаимосвязанные стороны единого, целостного позна-вательного процесса. Не может быть сугубо интуитивного или сугубо ин-теллектуального познания, оно всегда есть единство того и другого. Интеллект в "снятом" виде содержит И., которая, в свою очередь, возможна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует интеллект. И. играет важную роль в предвидении. В этой связи следует различать предчувствие и предвиде-ние. Предчувствие базируется на чувственной И., предвидение — на интеллектуальной. Чем тоньше пси-хофизиологическая организация личности, чем устойчивее ее интересы, больше опыт и знания, чем актуальнее задачи, которые необходимо ей решать, тем адекватнее предчувст-вие и интуитивное предвидение данной личности.

И. М. Морозов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИНТУИЦИЯ:

  1. ИНТУИЦИЯ
  2. § 3. Интуиция
  3. Интуиция – это
  4. ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio - созерцание
  5. Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества
  6. Сексуальность – это
  7. Этап 2. Поиск клиентов
  8. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.
  9. ТВОРЧЕСТВО
  10. 5. Как мыслит ученый?
  11. Аннотация
  12. Самый широкий свободный обмен валют
  13. АСКЕТИЗМ
  14. Неоплатоническая натурфилософия Патрици
  15. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  16. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  17. Как понять, что вы нравитесь мужчине?
  18. рекламные кампании