<<
>>

ИРОНИЯ ИСТОРИИ

— термин философии истории, фиксирующий феномен радикального несовпадения целей человеческих усилий в социальной сфере и полученного результата. В качестве философской категории с эксплицитным содержанием впервые был использован Гегелем, трактующем И.

И. как основанную на "хитрости мирового разума". С ограниченной аппликацией на опыт буржуазных революций данный термин использовался в марк-сизме: "Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали не многие исторические деятели" (Энгельс). В качестве фундаменталь-ного термина И. И. выступает в фи-лософской концепции Р. Нибура (1892—1971), выдвинувшего в рамках такого направления, как диалектическая теология, оригинальную версию социального фатализма. В работах "Вера и история" (1949), "Ирония американской истории" (1952) и др.
Нибур строит концеп-цию человеческой эволюции (как в онто-, так и в филогенетическом плане) как параллельно и поступательно осуществляющихся процессов освобождения человека от зависимости по отношению к природе и роста его зависимости по отношению к истории. Последняя понимается Нибуром в классическом провиден- циалистском ключе — как реализуемая по логике "ожидания царства Божьего", не подвластной рацио-нальному прочтению и не допускающей прогнозирования как такового. И. И. заключается, по Нибуру, даже не в том, что провиденциалистский идеал оказывается спекулятивным конструктом, онтологически укоре-ненным в будущее и задающим историю в качестве принципиально асимптотического вектора. И. И. — это ирония в подлинном смысле этого слова: интеллектуально-культурное развитие человечества провоцирует оформление в его самосознании иллюзий собственной свободы и возможности социального целеполагания. Однако, выстраивая свои стратегические программы социальных действий и реализуя их в соответствии с кажущейся ему истинной моделью социального бытия, человек в принци-пе и изначально не способен постичь многовалентное взаимодействие ис-торических связей, апплицирующих- ся друг на друга, и учесть игру исторических случайностей. В силу этого человек в итоге всегда остается ни с чем, получая результат, в лучшем случае, никак не соотносимый со сформулированными исходными целями, если не противоположный им. Глубинная И. И. заключается, таким образом, в том, что, наделив человека способностью целеполагания и дав ему возможность ее приме-нения, история изначально отказывает ему в возможности реализации своих целей.

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИРОНИЯ ИСТОРИИ:

  1. ИРОНИЯ ИСТОРИИ
  2. ИРОНИЯ
  3. ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство
  4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  5. Личность в истории
  6. О смысле истории
  7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  9. ИСТОРИЯ
  10. Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  11. ГЛАВА IX. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  12. Краткая история РR
  13. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
  14. СТАДИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
  15. ИСТОРИЯ
  16. ИСТОРИЯ