<<
>>

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

(лат. irratio- nalis — бессознательное, неразумное) — философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной ха-рактеристикой как самого мира, так и его (миро)понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели вы-явление внутренней логики развития этой рациональности, пост-классическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и вы-движение на первый план иррационального момента.

Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, — речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматри-ваются. Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения класси-ческая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного. Хотя все это не могло в то же время не вызывать оп-ределенного рода реакции, имеющей своим главным мотивом стремление противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизн^і (как непосредственного, сти-хийного, в принципе нерационали- зируемого феномена). Такие иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что "можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя"; Гёте с его восторженностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувства; Шлегель и др. немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в "пустом пространстве абсолютной мысли"). Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположены еще в пределах классического (т. е.

рационалистического) типа философствования, ибо главной задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко родственные по сути, хотя в то же время и различные, элементы человеческого познания — разум и рассудок с волей, эмоциями, фан-тазией и др. иррациональными мо-ментами. Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классиче-ской (и особенно немецкой идеалис-тической) философии представляли собой "философия чувства и веры" Якоби, "философия откровения" позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра, "фи-лософии бессознательного" Э. Гарт- мана и учении Кьеркегора. Таким образом, несмотря на то, что ирраци- оналистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин "И.", строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 — начале 20 вв. В эту эпоху ирра- ционалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризис-ных симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действитель-ности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Появляется так на-зываемое кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего системосозида- ния и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума. Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы. Отсюда — радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. В имманентно-фило- софском плане акцент был сделан по линии решительного преодоления рационализма предшествующей фи-лософии за счет выдвижения на первый план иррационального момента и подчинения ему рационального. Особенно ярко иррационалистичес- кая философия была представлена в это время философией жизни — Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а еще раньше — Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в по-знании и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до-или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понима-ние (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности. Последующее развитие ирра- ционалистических философских течений связано главным образом с феноменологией,экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма. К концу 1950-х в противовес прежним иррационалис- тическим мотивам широкое рас-пространение получают тенденции, связанные с рационализацией ирра-ционального и внерационального, т. е. включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принципиально непознаваемого. Это движение оказывается связано главным образом со структурализмом, заня-тым по преимуществу исследованием различного рода объективных проявлений социальной обусловлен-ности сознания и человеческого по-ведения. Речь идет об экспликации бессознательных структур социальности и дискурсивной фиксации этих структур через уподобление их языковым комплексам и механизмам и их последующем анализе с помощью различного рода лингвистических методик и методологий (начиная с использования некото-рых приемов структурной лингвис-тики и теории информации в анализе первобытного мифологического мыш-ления как коллективного бессознательного Леви-Строссом; "Истории бе-зумия" Фуко; анализа "закономерно упорядоченного бессознательного" Лаканом и др.).

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИРРАЦИОНАЛИЗМ:

  1. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  2. ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное
  3. КАТАФАТИЧЕСКАЯ теология (греч. kataphatikos - утвердительный
  4. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный
  5. МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный
  6. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910
  7. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум
  8. Постклассическая философия XIX века
  9. 3. Антропологическое направление
  10. ВОЛЮНТАРИЗМ
  11. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. ЭВОЛЮЦИЯ тимбилдинга в России