<<
>>

ИСИХАЗМ

(греч. hesychia — спокойствие и тишина) — мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуг-лубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, непо-движность, контроль дыхания и пр.) Возник в Византии в среде монахов Афона в 14 в.

Культурно-типологи- ческие (однако, неортодоксальные) аналоги в католицизме и протестантизме — более поздние и генетически связанные друг с другом — квиетизм, пиетизм, квакерство и др. Теоретические положения И. были обоснованы Григорием Синаитом, Григорием Паламой, Николаем Ка- василой. В своем генезисе И. восходит к деятельности Григория Нисского, Евагрия Понтийского, Макария Египетского и др. (4—5 вв.) Традиция И. отчасти основана на текстах Псевдо-Дионисия Ареопагита, фун-дирующих идею откровения, выводящего "за пределы познания до высочайших вершин Священно-тайного писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенно нетленные тайны".
Необходимым условием откровения в И. является радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельно-сти. Лишь очистившись, т. е. отринув все нечистое и даже чистое ("оставив позади себя все небесные звуки и слова") можно прозреть истину.

В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве — "молитве Иисусовой", которая должна быть глубокой, "сердечной" и непрерывной. Для того, чтобы ничто не отвлекало от молитвы, начинающим рекомендо-валось "в глубине келии" (т. е. в полумраке) принять особую позу тела: наклонив голову, смотреть туда, где находится сердце, и, успокоив дыхание, отвлечься от впечатлений так, чтоб время "не ощущалось более". В таком состоянии должно было пребывать довольно долго — пока грустное настроение не сменялось неизреченной радостью, а взору не являлся "блистающий "свет", который в И.

называют "несотворенным" (божественным). Монахи, достигшие такого состояния, именовались покоющи- мися — исихастами. В середине 14 в. калабрийский монах Варлаам доносит на афонских монахов императору Андронику III Палеологу и константинопольскому патриарху Иоанну, обвиняя их в "ереси И.". По этому поводу в 1341 в Константинополе был созван Собор, где в качестве обвинителя выступил сам Варлаам, а наиболее ярким защитником — Григорий Палама. Предметом разби-рательства стала не аскетическая практика, а проблема возможности видеть божественный свет телесными очами и природа этого света. Со-гласно позиции Варлаама, свет не может быть не тварным, ибо в противном случае он совечен Богу, что приводит к метафизическому дуа-лизму. Возражения Паламы сводились к тому, что следует отличать Существо (usia) Божее от проявления Его действования (energeia): Существо Божее невидимо, но про-является в мире в различных действиях, которые могут быть видимыми (Фаворский свет в Священном писании, например). Символика света становится основополагающей для традиции И.: "свет истины" — это не просто метафора, но слова, выражающие реальный аспект Абсолюта, — Бог есть свет, следовательно он не чужд опыту человека, опытное восприятие этого света само есть свет — "во свете Твоем узрим свет" (Пс. 35. 10). Собор признал правоту за Григорием Паламой. Варлаам, обвинивший Паламу в двубожии, был осужден (позднее принял католичество). В России к последователям И. могут быть отнесены Нил Сорский, Сергий Радонежский и др. Инспирированные И. дискуссии о природе "божественного света" эксплицитно поставили в православной мистике вопрос о сущности мистического опыта и о природе откровения. В сущности, это был спор между православными мистиками и восточными сторонниками метода Фомы Аквин- ского — спор между "богословием созерцания", ищущим истину в откровении, и философией умозрения, пытавшейся судить о Боге в терминах логики Аристотеля (см. Теоло-гия). В контексте варлаамо-палам- ских полемик окончательно сформировалась мистическая традиция православия и было завершено консти-туирование богословской концепции (антропология, экзегетика, догматика) православия (см. Богословие православное) в целом. (См. также Мистика.)

о. Сергий Лепин

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИСИХАЗМ:

  1. ИСИХАЗМ (греч. hesychia - спокойствие и тишина
  2. МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный
  3. АБСОЛЮТ
  4. ЙОГА
  5. ЭЗОТЕРИЗМ
  6. ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель
  7. АГАПЕ
  8. ХРИСТИАНСТВО
  9. АГАПЕ
  10. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ
  11. МИСТИКА (греч. mistikos - таинственный
  12. ЙОГА (санскр. joga - связь, единение, метод, усилие
  13. КВИЕТИЗМ (лат. quietus - спокойный
  14. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988
  15. МИСТИКА
  16. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕГРЕЛИДЗЕ Кита (1900-1944
  17. МЕДИТАЦИЯ
  18. ОТКРОВЕНИЕ