<<
>>

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

— метафорическое понятие для обозна-чения системы созданных людьми средств, воспроизводящих опреде-ленные функции человеческого мы-шления. Профессиональный статус понятия "computer science" (дослов-но: "компьютерной науки") был ле-гитимирован научной общественностью в ходе первой Международной объединенной конференции по данным проблемам (Вашингтон, 1969).

Появившаяся в начале 1970-х рус-скоязычная версия этого оборота — "И. И." (ср. "искусственная почка", "искусственное сердце" и т. п.) — оказалась, согласно широко рас-пространенному мнению, не самой удачной. (Происхождение языковой метафоры "И. И." традиционно ассо-циируют с употреблением Н. В. Го-голем впервые в отечественной словесности слова "интеллект" для обозначения способности человека к познанию, постижению чего-либо.) Основная область практического при-менения И. И. — создание компью-терных экспертных систем. Согласно установившейся в отечественной философской и социогуманитарной литературе традиции, принято полагать, что науки и специальные дис-циплины, ориентированные на все-стороннее комплексное осмысление проблемы И.
И., призваны разраба-тывать правила конструирования таких алгоритмов работы компью-терной техники, которые производили бы впечатление разумной, целе-направленной деятельности. Кроме этого, констатируется необходимость создания таких компьютерных про-грамм, чтобы их функционирование могло бы быть квалифицировано как разумное (при обнаружении идентичных поведенческих реперту- аров у человека). Предполагается также, что основой любых схем и те-орий "И. И." должна выступать тео-рия информации (в особенности в ас-пектах кодировки, перекодировки и трансляции последней). Особо важное место в традиционной проблема-тике И. И. занимает реконструкция интеллектуальных процедур опери-рования не столько данными и числами сколько знаниями,знаками и символами.
При этом реальная и по-тенциальная практика применения компьютеров в системах управления социальными объектами (рефлексия над которыми, как известно, карди-нально трансформирует их самих) обусловливает вывод о новой объект-ной сфере, порождаемой функцио-нированием систем И. И. Новая об-ласть общественной вовлеченности И. И. включает в сферу своего воз-действия принципиально не осваи-ваемый людьми ранее класс объектов: активных, обладающих "свободой воли", способных к изменению (спон-танному либо осмысленному) крите-риев управления и самоуправления, а также с изменяющимися во времени целями их собственного существования. Как правило, в специальной ли-тературе традиционно принято ак-центировать именно подражательный, подчиненный и "вторичный" статус принципов функционирования "разумных машин" — носителей И. И. Так, в "Словаре по кибернетике" (1979) И. И. Глушков подчер-кивал, что под И. И. правомерно по-нимать "искусственную систему, имитирующую (подчеркнуто нами. — И. К.) решение человеком сложных задач в процессе его жизнедеятель-ности". При всем (весьма значительном) диапазоне различий между несовпадающими версиями роли те-орий И. И. (например, эвристическими, "бионическими" либо "субст-ратно-моделирующими") их общим знаменателем правомерно полагать воспроизведение метапроцедур со-здания человеческим разумом ори-гинальных программ собственной творческой деятельности. При этом финальное разрешение проблемы создания И. И. принято полагать вопросом времени (т. е., в конечном счете, как технологическую).

И. Д. Карпенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:

  1. ИНТЕЛЛЕКТ
  2. ИНТЕЛЛЕКТ
  3. 4. ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ
  4. 4.3. Искусственное прерывание беременности
  5. 4.2. Искусственное оплодотворение
  6. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  7. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  8. ЯЗЫКИ ИСКУССТВЕННЫЕ
  9. V. ДВЕ ИСКУССТВЕННЫЕ МАССЫ: ЦЕРКОВЬ И ВОЙСКО
  10. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  11. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
  12. АБОРТ (лат. abortus - выкидыш
  13. список использованных аббревиатур
  14. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
  15. ПАРАДОКС КЛУБА МЕНСА
  16. автоматизация «с человеческим лицом
  17. ОБ АВТОРЕ