<<
>>

ИСЛАМ

(ар. ал-Ислам — предание себя Богу, покорность) — одна из мировых религий, иначе — мусульманство. И. зародился среди араб-ских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в том числе и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина).

Основателем И. стал пророк Мухаммед (ок. 570—632) из рода одного из крупных племен ку- райшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммед предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста (и слова небесного посланника Джабриила (Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как "надпись"). С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Кни-ги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 из родной Мекки в Медину. Борьба Му-хаммеда за утверждение новой религии — веры в единого Бога Аллаха — закончилась победой над языческой Меккой в 630.
С этого времени начинается интенсивное развитие И., вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно- энергетический импульс, данный Мухаммедом, привел к значительному распространению И. В настоящее время в мире насчитывается более 800 млн. мусульман. И. выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений и возвраще-ния к истинной религии, идущей от Ибрахима (Авраама). И. воспринял религиозные положения иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастрийства, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей раз-личные течения культуры арабских народов. И. является государственной религией в ряде стран, являющихся, как правило, эгалитарными теократиями. Эгалитарными — так как все верующие, независимо от со-циального положения, равны перед божественным законом; теократиями — так как источником законо-дательной власти выступает только Коран.
И. не делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям (шариату) свода мусульманских законов и фикху (мусульманскому праву). Основные источники вероучения И. — Коран и Сунны. Коран — "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммеда, состоящее из 114 Сур (глав). Сунны (ар. — обычай, предание) — сборники преданий о жизни и деяниях Мухаммада. Сунны состоят из "хадисов", высказываний, приписываемых Пророку. Вероучение И. базируется на неразделеннос- ти религии, права, догматики и ритуала. Важнейший онтологический и, в то же время, социально-политический принцип И. — строгий моно-теизм, предполагающий веру в единого Бога Аллаха (первоначально Аллах — Бог местных аравийских племен). Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего Божества, а также христианские догматы Троицы, боговоплощения и искупления. Бо-жественное слово передается через посланников (расулов) Аллаха. В И. признаются пять Пророков от начала человечества: Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибра- хим (Авраам), первый верующий в единого Бога; Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "Сынов израиле- вых"; Иса (Иисус), через которого Бог сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", за-вершающий цепь пророчества. Среди шиитов и суннитов существует вера в Махди (Мессию), который явится в "конце мира" и установит мир и справедливость. Главные понятия мусульманства — "И.", "дин" и "имам". И., в широком смысле, оз- начает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" — территория войны, в которой И. должен утвердиться посредством джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни — умма, исламская община. В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община — мединская, организована Муххама- дом. Дин — религия, закон, свод правил — божественное установление, состоящее из трех основных элементов: "пяти столпов И.", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов И." составляют: 1) исповеда-ние единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-ну- бувва).
Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммад — посланник Божий"; 2) ежедневная пятикратная молитва (ас-салат); 3) пост в месяц рамадан (ас-саум); 4) добровольная очисти-тельная милостыня (аз-закат); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж). Имам (вера) понимается прежде всего как "свиде-тельство" об объекте своей веры. В И. им является Бог, который свидетельствует о себе в Коране. В И. со-храняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресение после смерти и Судный день. Главное требование к человеку — идти по пути совершенствования, соблюдая законы Ко-рана. Мистическая традиция И. (суфизм) разработала пути богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения (растворения) в Боге путем самоотверженного отдания себя Аллаху и безмерной любви к Нему. И. не остался единой религией. С пер-вых десятилетий своего существования он разделился на различные направления, которые дифференци-руются по концепциям государственной власти и по философско- религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальные расхожде-ния в И. связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления: 1) хари- джиты (ар. — вышедшие, возмутив-шиеся), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф); 2) шииты (ар. — группа приверженцев), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада; 3) сунниты (от "сунна"), занимающие срединную линию, т. е. согласующие решения о правителе с мнением "всей общины", а по сути с ее религиозно-политичес- кой верхушкой. Философия и богословие И. разнообразны. В нем отсутствуют общепризнанная догма- тизация учения и единая богословская школа. Философско-религиоз- ные различия в школах приводили к социально-политическим противо-речиям и конфликтам. На рубеже 7— 8 вв. зарождаются основные философские направления И. По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы: 1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином;

мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто со-храняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех; 3) му- тазилиты, разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным".

По про-блеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-ка- дир) также формируются различные направления: 1) джабариты, отри-цавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха; 2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий; 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рацио-налистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека. По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают: 1) захириты и ханбалиты, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в "небесной Книге"; 2) муаттилиты, утверж-давшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями;

суфии, учившие мистическим путям богопознания и слияния с Богом. Богословие в И. называется каламом, философия — фалсафа. Этапы в развитии калама связаны со школами: мутазилитов, основопо-ложник Василь ибн Ата (ум. 748), и ашаритов, основоположник ал- Ашари (ум. 935), стремящихся путем компромисса с догматиками- традиционалистами легализовать калам. Развитию фалсафа способствовали труды ал-Кинди (ум. между 860—879), ар-Рази (ум. между 865— 925 или 934), ал-Фараби (870—950), ибн Сины (980—1037), ибн Рушда (1126—1198). Исламская философская мысль развивается на основе синтеза Коранических идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма. В средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа. Этому способствовали труды аш-Шахрастани (ум. 1153), ал-Газали (ум. 1111), ибн Араби (ум. 1240). Религиозный мис-тицизм И. связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся к познанию Бога шейхом (учителем). Концепция любви к Богу — центральная и единая для всех братств. Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Басри, ум.

728); "классический" период 9—10 вв. (ал-Мисри, ум. 860 — учение о "пути" и теософия); ат-Тус- тари (ум. 896) — экзегетика, теософия, космогония; ал-Халладж (ум. 922) — "экстатическое" направ-ление. Расцвету суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским И., ас-Сухравар- ди (ум. 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак); Ибн-Араби (ум. 1240), развившем учение о "святости", "святых" и их Иерархии. К мистической философии И. относится учение исмаилитов, одного из направлений шиитского И. Исмаи- литы опираются на эзотерические доктрины Востока, в частности Ин-дии, на идеи греческого неоплатонизма и придерживаются доктрины "метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул). В новейшее время развитию идей И. способствуют движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в., Персия). Бабиты (основопо-ложник Сейид Али Мухаммад (Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али — Беха-Улла) стремятся сплотить человечество вокруг учений, оставленных их Пророками. В лоне ортодоксального ислама с 18 в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника ал- Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в И. в процессе его исторического развития и стремящееся очистить веру и учение Мухам-мада и вернуться к мединскому прообразу. В 19—20 вв. развиваются реформаторские, фундаменталистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. В странах распространения И. становится основой для активизации национальных движений и воплощения концепций "исламского государства", подразумевающей воплощение идей И. во всех сферах государственной и религиозной жизни.

В. В.Лобач

ИСОКРАТ (ок. 436—338 до н. э.) — афинский оратор классической эпохи, начинал свою деятельность как логограф (составитель речей для участников судебных разбирательств и процессов). Считается автором более 200 речей, многие из них известны только по цитатам позднейших греческих авторов. Открыл школу оратор-ского искусства, которая превратилась позже в политический кружок.

Взгляды И. и вся его литературная деятельность были пронизаны враждебным отношением к афинской демократии и мечтами о возрождении былого могущества Афин. И. разработал политическую программу спасения Эллады и выступил с ней в своей речи "Панегирик" в 380 до н. э. Главной идеей этой программы было объединение Эллады против варваров (Персии). Предполагается, что эта речь произвела большое впечатление на царя Филлипа II, который и начал готовить завоевательный поход в Персию, а завершил это дело его сын, Александр Македонский.

И. стал идеологом и ритором прома- кедонской партии в Афинах. Риторическая школа И. стала своеобразным центром изучения теории оратор-ского искусства: обоснованы приемы ораторского мастерства, создана "периодическая речь", разработан торжественный стиль, выработаны основные принципы композиции публичной речи (введение, убедительное изложение предмета вы-ступления, опровержение доводов противника и аргументация своих собственных, заключение).

Т. К. Кандричина

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИСЛАМ:

  1. ИСЛАМ (арабск. ал-Ислам - предание себя Богу, покорность
  2. Основные направления в исламе
  3. ИСЛАМ - одна из мировых религий
  4. СУФИЗМ (от арабск. «саф» — чисто, «аль-саффа» — собирать милостыню, «суф» — шерсть, власяница
  5. ИСКУССТВО
  6. СУДЬБА
  7. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ
  8. § 5.2. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК
  9. ВЕРА
  10. ПОЛИМОРФНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ
  11. Прагматическая мораль