<<
>>

ИСТИНА

— универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой.

(1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки И. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как со-ответствия знания объективному по-ложению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Ленин и др.), другая — на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы: содержанию Абсолюта (Платон, Гегель и др.), врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт, кембриджские платоники), самоочевидности рационалистической интуиции (Тео- фраст), чувственным ощущениям субъекта (Юм), априорным формам мышления (Кант), целевым установ-кам личности (прагматизм), интер-субъективным конвенциям (А. Пу-анкаре) и др.
Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии проблема критерия И., трактовка которого соответствовала принятому определению И. (от эйдотического образца у Платона до Божественной Мудрости у Фомы Аквинского,' с одной стороны, и от индивидуального сенсорного опыта у Беркли до общественно-исторической практики у Маркса — с другой); проблема соотношения И. с заблуждением и абсолютной И. с И. относительной (практически универсальной является модель движения к абсолютной И. посредством И. относительных: асимптотического либо финального); а также проблема соотношения фактической и логической И. Может быть зафиксирован также ряд частных проблем, например, про-блема соотношения "необходимо истинного" и "случайно истинного" у Лейбница (см. Возможные миры).
(2) В неклассической философии происходит своего рода деонтологи- зация И.: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом Баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеаль-ный конструкт (Н. Гартман) и др. В контексте философии жизни и философской герменевтики, дистанци-рующих объяснение и понимание как взаимно исключающие когни-тивные стратегии (см. Понимание, Историцизм), феномен И. оказывается принципиально несовместимым с научным номотетическим методом (Гадамер) и реализует себя сугубо в контексте языковой реальности, что практически трансформирует проблему истинности в проблему ин-терпретации. Параллельным вектором неклассической трактовки И. выступает позитивизм, в контексте которого И. также трактуется как феномен сугубо языкового ряда, конституируясь в контексте проблемы верифицируемости (см. Аналитическая философия, Верифика-ция). (3) В современной философии постмодерна проблема И. является фактически не артикулируемой, по-скольку в качестве единственной и предельной предметности в пост-модернизме выступает текст, рассматриваемый в качестве самодоста-точной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью "означа-емого" (см. Постмодернизм, Означи-вание, Трансцендентальное означаемое, Пустой знак). В философском пространстве постмодернизма осу-ществляется "теоретический сдвиг", приведший к акцентуации вопроса "о формах дискурсивных практик, артикулирующих знание" (Фуко). Трактуя познание как предельно удаленное от постулатов классической метафизики (см. Постметафизическое мышление), Фуко обозначает статус И. в качестве своего рода "эффекта" ("эффект И."), который возникает в результате когнитивного волевого усилия (через процедуру фальсификации): "воля к истине... имеет тенденцию оказывать на другие дискурсы своего рода давление и что-то вроде принудительного действия".
В контексте радикального отказа от презумпции бинаризма, и, в частности, от бинарной оппозиции субъекта и объекта (см. Представление), постмодернизм видит свою программу в отказе от "зеркальной теории познания" (см. Отражение), согласно которой "представление понимается как воспроизведение объ-ективности, находящейся вне субъекта", в силу чего для философии классического типа "главными ценностными категориями... являются адекватность, правильность и сама Истина" (Джеймисон). В связи с этим в контексте постмодернистской философии трансформируется пони-мание когнитивного процесса как такового: по оценке Тулмина, "ре-шающий сдвиг, отделяющий пост-модернистские науки современности от их непосредственных предшественников — модернистских наук, — происходит в идеях о природе объективности", заключающейся в переориентации с фигуры "бесстрастной точки зрения индифферентного наблюдателя" к фигуре "взаимодействия участника". Презумпция И. трансформируется в контексте "постмодернистской чувствительности" в презумпцию "игр истины": предметом изучения становятся "иг-ры истины сами по себе", "игры истины в связи с отношениями власти" и "игры истины в отношении индивида к самому себе" (Фуко). Создание "истории И." мыслится в постмодер-низме как создание "такой истории, которая была бы не историей того, что может быть истинного в знаниях, а анализом "игр И.", игр истинного и ложного, игр, через которые бытие исторически конституирует себя как опыт, т. е. как то, что может и должно быть помыслено" (Фуко). Моделируемая постмодернизмом реальность (см. Симуляция) программно конституируется "по ту сторону истинного и ложного, по ту сторону эквивалентного, по ту сторону рациональных различий" (Бод- рийяр). По формулировке Фуко, если познание и "выдает себя за познание И.", то лишь потому, что "оно производит И. через игру первоначальной — и постоянно возоб-новляемой — фальсификации, которая устанавливает различение истинного и ложного". (См. также Метафизика, Логоцентризм, Онто- тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Метафизика отсутствия.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИСТИНА:

  1. Глава XIV. Истина и заблуждение§ 1. Понятие истины. Аспекты истины
  2. 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь.Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
  3. ЭЛЕАТЫ (Элейская школа)Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?
  4. ИСТИНА
  5. Истина.
  6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ
  7. ИСТИНА
  8. Принцип конкретности истины
  9. 7. Истина и ее критерии
  10. § 2. Формы истины
  11. Непопулярные истины