<<
>>

ИСТИНА

— адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. «Адекватность» (или «верность» отражения) означает, что сам результат познания есть отображение, причинно-обусловленное ото-бражаемым, и что оно находится в отношении изоморфизма или гомо-морфизма по отношению к отобра-жаемому.

Истина имеет субъективную и объективную стороны. Субъективность ее означает, что она на-ходится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна же в том отношении, что в ней фиксируется со-держание, относящееся к объективным предметам, существующим не-зависимо от сознания. Истина имеет также аспекты.

Аспект бытийственный (он же составляет объективную ее сторону). П.А.Флоренский отме-чал: «Наше русское слово «истина»... сближается с глаголом «есть» (истина — естина). Так что «истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина — «сущее», подлинно-су-ществующее, в отличие от мнимого, не действительного...

Рус-ский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи» («Столп и утверждение истины». Т. 1. Ч. 1. М., 1990. С. 15—16).

Аспект аксиологический. Ис-тина тесно связана с понятиями «правда», «справедливость», «правота», «добро». Аспект праксеологический. Истина созидательна, будучи компонентом практики и выступая программой организации практического действия человека. Следствием объективной со-держательности истины является ее независимость не только от индивида, но и от социальной группы, класса, а также от времени. Истина надклассова, внеклассо- ва, надысторична. В то же время объективность истины обусловливает ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они развиваются. Абстрак-тной истины нет, объективная истина всегда конкретна. Вышеприведенное определение истины, в которое включено понятие «предмет», может дать повод для ее трактовки как связанной только с вещественно-субстратным объектом. Однако отражаться адекватно в сознании человека может также и духовное состояние другого индивида, положения религии, теории и методы физи-ки, биологии и т. п., т.е. феномены, не являющиеся вещественно-суб-стратными. В этих случаях мы будем иметь не предметную истину, а экзистенциальную или концептуальную, или операциональную, или прагматическую и иные формы истины. При введении понятий «субъект» и «объект» само определение истины будет более строгим, охватывающим множество форм истины (помимо предметной истины). Истина — это соответствие субъектных представлений объекту (реальности). К формам истины относятся также абсолютная и относительная истины, истины научные, обыденные и др.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ИСТИНА:

  1. Глава XIV. Истина и заблуждение§ 1. Понятие истины. Аспекты истины
  2. 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь.Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
  3. ЭЛЕАТЫ (Элейская школа)Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?
  4. Истина.
  5. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ
  6. ИСТИНА
  7. ИСТИНА
  8. Принцип конкретности истины
  9. 7. Истина и ее критерии
  10. § 2. Формы истины
  11. Непопулярные истины
  12. Истины вокруг нас
  13. значение истинности
  14. Что есть истина
  15. Истинный друг
  16. ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория
  17. Заключение: момент истины
  18. Истинное назначение целей
  19. Три истины об известности
  20. У истины много граней