<<
>>

ИТЕРАТИВНОСТЬ

(санскр. itera — другой) — понятие, введенное в дис-циплинарный оборот современной философии Деррида, для обозначе-ния повторяемости как таковой; по-вторяемости "вообще"; повторяемости, безотносительной и безучастной к присутствию/отсутствию повторя-емого.

В традиционной метафизике повторение постулировалось как имманентно и атрибутивно предполагающее тождественность и самотож-дественность повторяемого, фундиро-ванное аксиомой тождественности и самотождественности присутствия (см. Difference, След). И. как единое означающее содержит в себе (в тра-диционной для Деррида мыслительной стилистике) два конфликтующих смысла и значения: а) И. как возможности собственно повторе-ния, б) И. как условие возможности иной процедуры — неадекватного, мутационного (в самом широком мыслимом диапазоне пределов) по-вторения или альтерации. Тем самым И. у Деррида выступает как ис-ходное, пред-данное, пред-мыслимое основание повторения. По мнению Деррида, тождественность и само-тождественность вещи, явления или понятия, по определению, предзада- ют включенность в его структуру па-раметра (горизонта) завершенности его бытия как присутствия (т.
е. его смерти). Поскольку (вне рамок парадигм эзотеризма и религии) послед-няя исключает какую бы то ни было перспективную объективацию, любой сопряженный или соответствующий знак оказывается в состоянии репродуцировать данную завершенность в ее отсутствии, таким образом, в свою очередь, имитируя и собственную конечность. Одновременно, согласно догматам традиционной метафизики, цельность понятия или явления предполагает возможность бесконечного его воспроизведения (повторения). В связи с этим, по Деррида, в той мере, в какой во всех та-ких ситуациях правомерно полагать "первородную" самотождественную сущность — исходно отсутствующей, повторение может мыслиться повторением того, что никогда не имело места.
(Но: повторение иногда и повторяет повторение.) По мысли Деррида, в тех случаях, когда само-тождественная сущность отсутствует, каждое повторение оказывается "иным" по сравнению со своим предшественником. Повторяющееся единство вещи, понятия или явле-ния одновременно повторяет "отсут-ствие", замещая его место, в резуль-тате всякий раз оказываясь "другим". Деррида в этом контексте настаивает на принципиальной возможности изначального присутствия "другого" в структуре понятия, вещи или явления ("свое иное" у Гегеля). И. также оказывается обусловливающей и еще одну потенциально мыслимую структурную возможность: отсутст-вие самого повторяемого. В этом слу-чае, по Деррида, повторение, по-вторяя, "отчуждается", становясь "другим" и дислоцируясь в "другом" месте. Эпистемологическим следст-вием данной концептуальной схемы выступает дальнейшее постижение и конкретизация механизмов осуще-ствления такой мыслительной опе-рации, как идеализация. Согласно каноническим схемам, идеальное (независимо от воздействия эмпири-ческих актов и событий, которые пытаются деформировать его) спо-собно к бесконечному повторению, оставаясь при этом самотождествен-ным. Фундирована такая возмож-ность допущением осуществимости бесконечного числа актов повто-рения. По мысли Деррида, И. яв-ляется условием возможности и не-возможности самотождественности идеального, конституируя, с одной стороны, то "минимальное тождест-во", которое и подразумевается иде-альным по отношению к "эмпирии", и в то же время ставя под сомнение тождество и этого "минимального тождества". В таком контексте, по-скольку И. является условием воз-можности и невозможности "мини-мального тождества" повторяемого, подрываемого возможностью повто-рения, она выступает также условием возможности "дубликации": вещь, понятие или явление, согласно Деррида, всегда предполагают в своей структуре актуальный потен-циал удвоения. С точки зрения Деррида, И. позволительно толковать как систематизирующий термин, со-пряженный со всем понятийным комплексом так называемых "нераз-решимостей", ибо она также может интерпретироваться как: а) иное обозначение differance, предполагающего структурную возможность пространственно-временной смыс-ловой различенности присутствия; б) иное обозначение дополнительности — в той степени, в которой по-следняя суть пространство повторе-ния-замещения отсутствия; в) иное обозначение следа, поскольку "само-стирание" последнего осуществимо именно как результат возможности повторяемости. Актуализируя и артикулируя эвристический потен-циал осмысления проблемы "беско-нечного в границах конечного", кон-цепт И. у Деррида одновременно демонстрирует осуществимость выне-сения соответствующих мыслительных операций "за скобки" полагав-шегося ранее абсолютным интервала "конечность — бесконечность".

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ИТЕРАТИВНОСТЬ:

  1. 8.3. Пример построения диаграммы последовательности
  2. СЛЕД
  3. 9.1. Кооперация
  4. 4.7. Рекомендации по разработке диаграмм вариантов использования
  5. Совместный дизайн
  6. Промышленный дизайн
  7. 4.2. Формализованные методы
  8. Глава 12 В отчаянных поисках эргономики
  9. Кто главный? Программисты
  10. Польза от перемен
  11. ДЕКОНСТРУКЦИЯ
  12. Глава 9 Проектирование для удовольствия
  13. Глава 2Теоретические проблемысотрудничества между людьми
  14. 1. СЦЕНАРИЙ
  15. § 1. Абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений
  16. Глава 7Контроль за соблюдением контрактов
  17. Список рекомендуемой литературы