<<
>>

ЖИВОЗНАНИЕ

— термин гносео-логии старших славянофилов, от-ражающий их ориентацию на прин-ципиально иной, по сравнению с европейским рационализмом, путь и метод постижения истины. Само понятие "Ж." было применено Хо-мяковым при попытке раскрыть механизм процесса человеческого познания.

Учение о Ж. является логическим следствием центральных категорий славянофильской филосо-фии: цельности (И. В. Киреевский) и соборности (Хомяков). Славянофилы исходили из признания недостаточности и односторонности рассудочного познания, его сфера — "категории ло-гических отношений", которыми не исчерпывается все бытие: "...логиче-ское сознание, переводя дело в сло-во, жизнь в формулу, схватывает предмет не вполне, уничтожает его действие на душу" (Киреевский). Истинное же познание или ЭК. — плод "нерассеченного духа", "цельного" или "всецелого разума... согласного с законами всего разумно-сущего" как в отношении рассудка, так и в отношении "всех живых и нравст-венных сил духа" (Хомяков). "Для цельности разума необходимо высшее духовное зрение, которое приоб-ретается не кажущейся ученостью, но внутренней цельностью бытия" (Киреевский) на путях подчинения рассудка вере, что способствует со-биранию внутренних сил и способно-стей человека в единое целое, чувст-венное ядро личности.
Хомяков, развивая мысли Киреевского, пред-ложил собственное понимание процесса познания, уточнив понятие веры и ее места в постижении истины. По реконструкции Э. Радлова, в гно-сеологии Хомякова "цельное мышление, или разум ...состоит из трех элементов. Из них вера дает живое содержание разуму, воля разделяет область фантастических представлений от области предметного мира, а рассудок находит в содержании знания отвлеченный закон. Такой цельный разум согласован с законами разумно сущего". Вера выступает здесь как Ж., т.
е. как "непосредственное, живое и безусловное знание" (Хомяков). Понятие "Ж.", через которое, по мысли его приверженцев, раскрывается смысл термина вера, позволяет представить процесс познания мира целостным разумом. Это процесс поэтапный: первый этап — "вера" или Ж., т. е. "та спо-собность разума, которая восприни-мает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка. В этой только области данные еще носят в себе пол-ноту своего характера и признаки своего начала. В этой области сознает человек, что принадлежит его умственному миру и что миру внешнему" (Хомяков); второй этап — рассудочно-логическое осмысление данных Ж. (отрыв от объекта, логическое омертвление живых данных, формализация); третий этап — всецелый разум (соединение рассудка с "нравственными силами духа", "со всеми законами духовного мира"), дающий полное, истинное знание. Всецелый разум носит не только по-знавательный, но и нравственный характер, на необходимости которого особо настаивал Киреевский. Итак, в гносеологии ЭК. человек по-знает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа, который предстает как результат подчинения разума вере. Вера же выступает в двух ипостасях (они крайне нечетко прописаны у Хомякова, что затруд-няет общую реконструкцию его гно-сеологии): вера как Ж. (так сказать, вера первого порядка) и вера как цельность духа, всецелый разум (синтез всех познавательных способ-ностей человека, единство когни-тивного, этического, эстетического и т. п. в человеке).

Д. К. Безнюк

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt) — одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформули-рованное им в результате преодоления узкого горизонта строго феномено-логического метода за счет обращения к проблемам мировых связей со-знания. Такое включение "мировой" исторической реальности в традици-оналистскую феноменологию привело к выдвижению на первый план в позднем гуссерлианстве темы "кризиса европейского человечества, науки и философии". Отвечая на во- прос о сущности и причинах этого кризиса, Гуссерль говорит о "за-блуждениях" европейского односто-роннего рационализма, запутавшегося в объективизме и натурализме и вытеснившего дух, человеческое, субъективное из сферы науки.

Раз-решить этот кризис призвана, по Гуссерлю, новая "наука о духе", которую он и называет наукой о Ж. М. В ее рамках провозглашается зависимость научного познания от более значимого, высокого по до-стоинству способа "донаучного" или "вненаучного" сознания, состоящего из суммы "непосредственных оче-видностей". Это сознание, а также вытекающая из него форма ориента-ции и поведения и были названы Гуссерлем "Ж. М.". Это — дофило- софское, донаучное, первичное в гносеологическом смысле сознание, которое имеет место еще до со-знательного принятия индивидом теоретической установки. Это — сфера "известного всем, непосредственно очевидного", "круг увереннос- тей", к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в человеческой жизни вне всех требований научного обоснова-ния в качестве безусловно значимых и практически апробированных. Ха-рактерными чертами Ж. М. Гус-серль считал следующие: а) Ж. М. является основанием всех научных идеализаций;б)Ж.М. — субъекти-вен, т. е. дан человеку в образе и контексте практики, — в виде целей; в) Ж. М. — культурно-истори-ческий мир, или, точнее, образ ми-ра, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на определенных этапах исторического развития; г) Ж. М. — реляти- вен; д) Ж. М. — как проблемное поле не "тематизируется" ни естест-венной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объ-ективистской науки (вследствие чего наука и упускает из виду человека); е) Ж. М. — обладает ап-риорными структурными характе-ристиками — инвариантами, — на основе которых и возможно форми-рование научных абстракций и т. д., а также возможна выработка научной методологии. Именно в этом по-следнем свойстве Ж. М. Гуссерль отыскивает искомую основу для обос-нования познания, "погрязшего" в объективистских ценностях. Эти ин-варианты — "пространство-времен-ность", "каузальность", "вещность", "интерсубъективность" и т. д. — не сконструированы, а даны, по Гуссерлю, в любом опыте; в них фундиро-ван любой конкретно-исторический опыт.
Ж. М. и жизненные миры ока-зываются тождественными, и любое познание обретает поэтому прочный фундамент в конкретной человечес-кой жизнедеятельности. Таким образом, по Гуссерлю, достигается преодоление пороков объективизма.

Такой многообещающий подход оказался, однако, крайне противоречивым, так как инварианты Ж.М. являются, по Гуссерлю, "конструктами" абстрагирующей теоретической .деятельности, результатом редуци-рования человечески-субъективной, смысловой стороны объектов среды как сферы значений, конституированных только трансцендентальной субъективностью. Универсальные категории Ж. М. возникают, таким образом, только в результате отвле-чения от всего конкретно-индивиду-ального, субъективного, что в конечном счете приводит к утрате того же человеческого смысла, что и в одно-сторонне рационалистическом,объ-ективистском естествознании. Выходит, конкретно-исторический Ж. М. не может быть универсальным фун-даментом наук, а последний в свою очередь не может быть конкретно- историческим. Жизненность, кон-кретность, субъективность так или иначе остаются по ту сторону научности. Несмотря на осознание этого противоречия последователями Гуссерля, тема "науки о духе" как онтологии Ж. М. становится в 20 в. самой популярной в феноменологии и экзистенциализме. Значение учения Гуссерля о Ж. М. определяется тем, что в нем была затронута важная проблема взаимодействия науки и социально-исторической практики человечества; в структуре последней наука и научное познание выступа-ют в роли только одной из ее сфер и потому не являются "самодостаточными самоданностями". Скорее, они во многом определяются други-ми областями человеческого позна-ния и практики, что предроллгает исследование социальной су-ч научного познания и общественно-исто-рических функций науки как соци-ального феномена. Учение Гуссерля о Ж. М. и обозначило весь круг данной проблематики, явившись свое-образным феноменологическим ва-риантом их анализа и решения. Суть феноменологического подхода заклю-чается здесь в том, что этот анализ был осуществлен Гуссерлем сквозь призму первоначальных "даннос-тей" трансцендентального сознания, априорных по отношению к теорети-ческим систематизациям.

Т. Г. Румянцева

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЖИВОЗНАНИЕ:

  1. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)
  2. ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог
  3. ПРАВДА
  4. ХОЛИЗМ
  5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Авторы статей
  7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. § 3. Субъекты финансового права
  9. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  10. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права