ЖИЗНЬ
—особая форма существования, характеризуемая целост-ностью и способностью к самоорганизации. Жизнь есть специфиче-ский способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого, конечного и бесконечного.
Представления о жизни в философии складывались в рамках гилозоизма, витализма, креационизма, те- леологизма, организмизма. Гилозо-изм, признающий «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, отличен от витализма, помещающего «жизненную силу» в косную материю. Организ- мические теории связаны с пониманием жизни как органической цело-стности, где невозможно существо-вание частей вне целого. В одной из разновидностей организмизма «хо-лизме» — «философии целостности» (Н. Смэтс) — жизнь рассматривается как процесс творческой эво-люции, в ходе которой возникают целостности различного уровня, но-сителем которых является поле. Целое, синтезирующее в себе объективное и субъективное, носит мистический характер. Высшей формой целостности является личность. Теория эмерджентной эво-люции (С. Александер, К. Морган) — один из вариантов теле- ологизма в понимании живого. Все живое рассматривается как результат качественных изменений (эмерджентов), происходящих в результате действия идеальной силы — «низуса» — суть которого заключается в стремлении к высшему, к божеству. Концепция Тейяра де Шардена рас-сматривает жизнь как эволюционный процесс, охватывающий «преджизнь» (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Духовное начало — источник целостности — имманентно всему существующему и является движущей силой эволюции. В философии А.Бергсона жизнь рассматривается в качестве космической силы — жизненного порыва, основы непрерывного творчества новых жизненных форм. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая проти-воположность духа и материи и постигаемая интуитивно. Жизнь рас-сматривается в качестве противопоставления естественного — «искусственному», культуре; творчества — нормативности, тотальности рода — атомизированному индивиду, интуитивно-познаваемого — рациональному. В современной философии наблюдается тенденция перехода от интерпретации жизни как космического явления к ее «оповседневнива- нию». В работах Э. Гуссерля понятие жизни, так же как и понятие культуры и понятие природы, оце-ниваются как схематизации той пер-вичной очевидности, которая выражается в понятии «жизненного мира», мира в его значимости для от-дельного человека.ЖИЛЬСОН Этьен (1884—1978) — французский философ, представитель неотомизма, специалист по средневековой схоластике, член Французской Академии с 1946 г. Основные философские труды Э. Жильсона посвящены философии Фомы Аквинского и подчеркивают актуальность последней: «Томизм» (1921), «Философия в Средние века» (1922), «Дух средневековой философии» (1932), «Бытие и Сущность» (1948). Основной темой исследований является сравнительный анализ дохристианской и христианской филосо-фий, а также соотношение различных концепций средневеко-вой философии. Рассматриваются учения Бонавентуры, Августина Блаженного, Иоанна Дунса Скота и др. теологов, а также с томистской точки зрения интерпре-тируются взгляды Р. Декарта, Данте. По мнению Э. Жильсона, не существует противоборства учений патристики и схоластики, платонизма и аристотелизма — есть единый дух средневековой мудрости, выразившейся наиболее полно в учении Фомы Аквинского: вера и разум здесь укрепляют друг друга, сосуществуют в гармонии, — истины научные и богословские равнозначны. Томизм реализовал действенность античной философии, и задача современной философии, по мысли Э. Жильсона, — возро-дить томистские принципы мета-физики.
з
Еще по теме ЖИЗНЬ:
- 73. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРАВОСУДИЕ ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
- Часть 3. Жизнь
- ЖИЗНЬ
- ЖИЗНЬ
- § 1. Право на жизнь
- ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ
- «ЖИЗНЬ ПЛОТИНА
- Жизнь Платона
- Жизнь и деятельность
- § 4. Право на частную жизнь
- Жизнь состоит из взлетов и падений
- 1. Жизнь - специфическое природное явление
- 5. Биология и социальная жизнь
- Жизнь в условиях ортогональности