<<
>>

КАПИТАЛИЗМ


(позднелат. capi- tale от caput — голова) — историко- экономическое и философско-социо- логическое понятие, традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей индустри- ального общества.
Термином "капитал", вошедшим в оборот в 12—13 вв., обозначались "запас товаров; ценности; денежная масса; деньги, приносящие процент". На протяжении конца 17 — в течение 18 в. понятие "капитал" в основном вытесняет тер-мины "фонды", "богатство", "ценности", "имущества", "достояние" и т. п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот, по-видимому, в середине 19 в. (французский ученый Луи Блан в 1850 писал: "...то, что я бы назвал "капитализмом", т. е. присвоением капитала одними с исключением других"). Позже приобретает некоторую полемическую известность: согласно Прудону, К. — это "экономический и социальный строй, при котором капиталы — источник дохода — в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом". Иногда словоформа "К." употреблялась (поздние работы Энгельса, у Маркса термин отсутствует) сопряженно выработке (1834) и распространению термина "социализм" как гипотетической мировоззренческой, теоретической и общественно-прак-тической альтернативы буржуазному обществу или "К.". Статус одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 в. в результате публичной полемики М. Вебера (работа "Про-тестантская этика и дух капитализма") и Зомбарта("Современный капитализм", "Буржуа"). По М. Веберу, К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно дей-ствующего рационального капита-листического предприятия, к непре-рывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это — "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, т. е. мирного (формально) приобретения". В "Британской энцик-лопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" — в 1932. При К. система экономики характеризуется правом человека на владение и распоряжение частной собственностью и капиталом с целью получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности принадлежащей самому индивиду и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятель-ность людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) ак-центирование свободная мотивация индивидов в процессе поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений;
б) разум (а не труд!) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура трансформации патентуемых обще-ственно полезных идей и изобретений в универсальные технологии);
в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане) выступает рационально фундированная вера в долговременный экономический рост; г) равные возможности людей в системах капи-талистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального проис-хождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная зна-чимость права как института, обес-печивающего предсказуемость ре-пертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования ка-питалистического социума иначе нежели в форме правового государства; е) кардинальная трансформация параметров социального времени в результате обретения деньгами ка-чества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс) (ср.
"время — деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эво-люции К. имеют адекватные нравст- венно-культурные стереотипы, задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализ-ма, созерцательного отношения к жизни и т. п., а также отсутствуют устремления к перманентному уве-личению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение привет-ствуемого стандарта индивидуального потребления в российской мен- тальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседнев-ную жизнь людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Как именно иудаизм, сделавший возможным христианство как религию преиму-щественно свободную от магии, так же сыграл значимую роль в процес-сах вызревания К. Господство за пределами христианского мира ма-гии, предполагавшей стереотипиза- цию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни. Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 в. (Й. Шум- петер, Белл и др.) идея о том, что его успехи в политической и экономи-ческой областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие со-циальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной мас-
Каппадокийская школа 463
сы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм политиков; дес-табилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитар-ным социальным технологиям; упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 в. концепция демократического ка-питализма. (См. также Демократический капитализм, Геополитика, Новак.)
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КАПИТАЛИЗМ:

  1. Фридман М. Капитализм и свобода, 2006
  2. КАПИТАЛИЗМ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЛКОБУРЖУАЗНОЙ КРИТИКИ КАПИТАЛИЗМА.
  4. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ
  5. монополистическая стадия капитализма
  6. Глава 4. ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ ИРЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
  7. ГЛАВА II. ФЕОДАЛИЗМ, КАПИТАЛИЗМ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  8. Глава 41. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Кризис капитализма
  9. НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
  10. НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
  11. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
  12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛИСТОВ - УТОПИСТОВ
  13. ОСОБЕННОСТИ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПО СРАВНЕНИЮ С КЛАССИЧЕСКИМ