<<
>>

Карл Раймунд Поппер

(1902—94) известен прежде всего своими работами по теории науки. Себя он называет реалистом, с точки зрения здравого смысла (common sense) рассматривающим внешний мир и его закономерности как реальные.

Зато он отвергает идею, что в науке должна постигаться некая сущность вещей. Этот так наз. эссенциализм он считает ответственным за отставание социальных наук от естественных, где царит методологический номинализм.

Для эссенциализма характерен вопрос: "Что есть движение?" Для номинализма: "Как движется такая-то планета?" Этому соответствует тенденция эссенциализма рассматривать понятия, смысл которых раскрывается через определение. В номинализме истинность высказываний или теорий проверяется посредством дедукций.

Для "логики исследования" важен анализ индукции, проведенный ПОППЕРОМ. Вместе с Юмом он отвергает возможность выводить закон из какого бы то ни было числа случаев. Индуктивный вывод не принудителен с логической точки зрения. А вот дедуктивный метод работает в случае modus tollens:

если р выводимо из t (т.е.

р есть следствие из системы посылок t), и р ложно, то ложно и t. Следовательно, разграничение естество-знания и метафизики зависит не от индуктивного метода, а от того, является ли принципиально возможной эмпирическая фальсификация (опровержение) посылок (рис. А).

Содержание теории следует определять двояко:

"логическое" содержание есть множество всех предложений, выводимых из теории; ее информативное содержание есть множество предложений, несовме-стимых с теорией. Значит, теория тем богаче, чем больше возможностей для критики и фальсификации она предоставляет.

Приращение знания, по ПОППЕРУ, происходит по схеме П1 — ВТ — УО — П2. Проблема П1 разрешается временной теорией ВТ. Последняя в ходе дискуссии или экспериментальной проверкд подвергается устранению ошибок УО, во время которой возникает следуощая проблема П2.

Соответственно всякое знание ест, знание гипотетическое, все теории суть гипотезы. Познанию всегда предшествует предположение, всякий опыт "протитан теорией". Истинная теория недостикима, теории становятся все более "иститопо- добными".

Этой схеме, по ПОППЕРУ, следует и вся эволюция. Дарвинизм (с. 189) для н?го —

Критический рационализм 235

не подтверждаемая научно теория, а "метафизическая программа исследования". Все живые существа сами решают свои проблемы, будучи подвержены давле-нию отбора. Одни только люди, делая ошибки, не ис-чезают, а умеют дать "умереть" сформу-лированным гипотезам. ПОППЕР различает три "мира". Первый составляет физическая реальность, второй — мир нашего сознания. Проблемы и теории

главные слагающие третьего мира. Он

вне времени и неизменен в сравнении с нашим мышлением, хотя и создан последним (рис. В).

Напр., число — изобретение, самостоя-тельно создающее новые объективные математические проблемы. Возможность критической перепроверки всех гипотез существует, по ПОППЕРУ, ЛИШЬ в открытом обществе. Эта демократия обеспечивает одновременно безопасность и свободу. Угрозу ей несет тоталитарная тенденция, воплощенная в "лжепророках" ГЕГЕЛЕ И МАРКСЕ, НО главным образом в ПЛАТОНЕ. Говоря об открытом обществе, ПОППЕР цитирует ПЕРИКЛА:

"ЛИШЬ немногие могут замышлять и воплощать в жизнь политический замысел, но зато мы все умеем их осуждать".

Ганс Альберт (род. 1921) усматривает в критическом рационализме возможность примирить нейтральность позитивизма и тотальную ангажированность философии экзистенциализма. Философию он понимает как

задачу критической проверки религии, этики и политики. Благодаря своему догматизму она в зна-чительной степени невосприимчива к попыткам исправления ошибок, которые призвана устранить основательная критика идеологизма.

Догма, по АЛЬБЕРТУ, возникает в результате стремления к достоверности, сформу-лированного в принципе достаточного основания, дающего последнее обоснование всем высказываниям.

Так появляется "мюнхгаузеновская трилемма" (рис. С): поиск архимедовой точки познания ведет к трем возможностям:

к бесконечному регрессу, только углубляющемуся в поисках причин;

к логическому кругу;

к пробуксовке метода.

В последнем случае обоснование предоставлено интуиции, опыту и т.д., что для АЛЬБЕРТА является откатом к догме, поскольку служит консервации сложившегося состояния. АЛЬБЕРТ противопоставляет этому стремление к просвещению: чтобы приблизиться к истине, следует развивать проверяемые теории, посто-янно критикуя их как временные. Цель — достижение рациональности в оценках и деятельности человека.

Растение

Внешний Внутренний аспект аспект

Эксцентричен: соотносит себя с собой

Замкнуто / центрично:

центральный орган, автономное движение

Животное

Человек Я

Открыто: непосредственно зависит от окружающей среды

Плеснер; ступенчатая структура органической жизни

Специфическая для вида окружающая среда Инстинкты

Открытость человека миру

Открытость миру Научение смыслу и поведению А. Антропология

В. Герменевтика

Философская антропология в XX веке опирается на достижения биологии. Поэтому Гельмут Плеснер (1892—1985) включает человека в иерархическое здание жизни.

Всему живому свойственна позицио- нальность: оно выделяется на фоне существующей вне его окружающей среды, соотносится с ней и воспринимает ее реакции. Форма организации растения — открытость: оно встроено в окружающую среду, напрямую завися от нее. Замкнутая форма животного, напротив, благодаря развитию органов (и мозга как центрального органа) сильнее сосредотачивает организм в самом себе и тем самым дает ему большую независимость. Лишь человек отличается эксцентриче-ской позициональностъю, поскольку благодаря самосознанию умеет относиться к себе рефлексивно. Он постигает себя в трех аспектах:

как предметно данное тело, как душу в теле и как Я, с точки зрения которого он и занимает эксцентрическую позицию.

Благодаря дистанции, с которой человек относится к себе самому, жизнь для него — выполняемое им самим задание.

Из себя, и только из себя он обязан сделать то, чем должен быть, и потому от природы предрасположен к культивированию себя самого. Природа и культура, чувственное и духовное всегда мирно уживаются в человеке, составляя единство.

Арнольд Гелен (1904—76) также опирается на результаты биологии, исходя в своих взглядах из сопоставления человека и животного.

Если животное хорошо приспособлено к окружающей среде, целиком находясь под управлением инстинкта, то человек биологически — существо ущербное. Его существование под угрозой в силу неприспособленности и оттеснения инстинктов. Но зато, с другой стороны, он открыт миру и, значит, способен научаться, поскольку не прикован ни к какому горизонту опыта или образцу поведения. Поэтому благодаря своему рефлексивному сознанию человек способен перестраивать условия своей жизни (выживания), созидая для себя искусственную окружающую среду — культуру. В силу своей открытости миру человек постоянно выдерживает натиск избытка впечатлений, а вместе с ним приобретает возможности истолкования своих действий и мира в целом, которые он не смог бы реализовать без некоторого облегчения. Поэтому многие человеческие качества и институты следует объяснять, исходя из их разгрузочной функции, делающей возможными порядок и сохранение личности. Сюда относятся общественные институты, или "внутренние достижения", — такие как язык, мышление, воображение.

Антропология; герменевтика 237

Ганс Георг Гадамер (род. 1900) своей книгой "Истина и метод" (I960) дал мощный импульс развитию герменевтики в

XX в.

Понимание для него — не только научный метод, но и способ бытия самого человека, открывающий ему мир. Процесс понимания идет по герменевтическому кругу, в котором частное должно объясняться исходя из целого, а целое — исходя из частного. Поэтому необходимы нацеленные на смысловое целое "проек-тивные суждения которые должны быть, однако, осознанными и поддающимися ис-правлению.

Исторический горизонт интерпретатора складывается в рамках "события передачи", в котором постоянно общаются прошлое и настоящее.

Понимание передачи (традиции) подобно диалогу, ибо се свидетельства выдвигают притязания на ис-тинность, которые интерпретатор должен заново актуализировать как возможный ответ на свой вопрос. Так в этой встрече меняется его собственный горизонт, как и произведение, оказывая воздействия, приобретает новый смысл по мере роста отделяющей нас от него дистанции.

Поль Рикер (род. 1913) занимается прежде всего значением символов. Таковые суть двусмысленные знаки, которые в своей явленности указывают на некий скрытый смысл, открывающий человеку более обширные сферы бытия. Основное положение РиКЕРА

"Символ заставляет думать" говорит о том, что символ отсылает мышление к действительности, которой самостоятельно ему не найти, РИКЕР различает три измерения символа: космическое, онейрическое (порожда-емое сновидением) и поэтическое. Среди возможных способов интерпретации есть два диаметрально противоположных: герменевтика доверия (особенно фе-номенология религии) нацелена на восста-новление утраченного смысла, в то время как герменевтика подозрения (особенно фрейдовский психоанализ) стремится разоблачить символ как искажающую маску вытесненных аффектов. В своих поздних произведениях РИКЕР занимается герменевтикой текста и действия. Важнейшая основная черта текста (в отличие от речи) — его семантическая автономия, т.е.

отделенность от автора, исходной ситу-ации и адресата. Это же относится и к действиям (последствия которых сказываются во времени), интерпретируемых поэтому как "квазитекст". То и другое оставляют по себе в мире наделенный самостоятельной жизнью след. Этот текст содержит в себе возможные способы раскрытия мира, которые могут быть усвоены во всей их несовместимости, отчего интерпретатор только глубже постигает самого себя. Элемент

Вид

Тюлень

(Части тела)*

Головы

Голова

(Типы частей тела)

Особь

Отношение

В

0 г"

вда

N

Структурное целое

а ? ґ

и^в

. ЕЬ-0

f Л ^Г

0 в

Нов А2. Понятие структуры

А,. Тотемистический оператор А. Леви-Строс

В. Фуко: "Рождение современного индивида" На зарождении структурализ ма сильно сказалось воздействие основанной Ферди-нандом де Соссюром (1857—1913)

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Карл Раймунд Поппер:

  1. Высокая схоластика I / Роджер Бэкон; Бонавентура; Раймунд Луллий
  2. ЮНГ (Jung) Карл Густав
  3. МАРКС Карл (1818—1883
  4. МАРКС (Marx) Карл (1818-1883
  5. ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог
  6. ПОНЯТИЕ
  7. ЭДИПОВ ЭФФЕКТ
  8. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
  9. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus - ложный и facio - делаю
  10. 3. Философия науки
  11. О мышлении «сверху
  12. ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  13. ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  14. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  15. трансцен-дентальная прагматика