<<
>>

КАРМА


(от санскр.: кри — делать, творить; карман — деятельность) — одно из главных понятий древней индийской философии, до-полняющее концепцию сансары как вечного круга воплощений в этом мире. Понятие кармы входит прак-тически во все древние религиозно-философские системы Индии, а также во многие современные учения.
Закон кармы рассматривается как закон причин и следствий, закон воздаяния или космической спра-ведливости. В своей простой форме он означает, что жизнь человека определяется его кармой, в свою оче-редь определяемой суммой всех поступков, совершенных человеком в этом или прошлых воплощениях. Однако в рамках своей кармы че-ловек обладает свободой воли: бескорыстные и лишенные страсти поступки, ведущие «Я» к освобождению от всякой привязанности и личного интереса, высвобождают человека из подчинения закону кармы или ограничивают его действие в последующих воп-лощениях. Закон кармы подчеркивает идею естественного, кос-мического, нравственного миро-порядка и значение нравственной активности человека.
Карсавин
КАРНАП Рудольф (1891— 1970) — австрийский философ и логик, ведущий представитель Венского кружка и философии науки. Предмет философии науки — анализ структуры естественнонаучного знания с помощью аппарата математической логики. Теоретико-познавательные основы этого анализа у Карнапа первоначально были разработаны в рамках философии Венского кружка и представляли собой соединение эмпиризма с конвенцио-нализмом. Эмпиризм концепции Карнапа выражается в принципе «эмпирического значения» научных понятий и утверждений, в редукции системы научных утверждений к первичным «протоколь-ным предложениям», то есть записям непосредственного чувственного опыта субъекта, как пределу логического анализа по истинностным значениям. На этом, раннем этапе своего творчества, Карнап считал физический язык основой языка науки, к терминам физического языка должны быть сведены термины всех других конкретных наук, в том числе биологических и социальных. Затем он отказался от этого физикалистского тезиса в пользу «вещного языка», т. е. того языка, который мы используем в повседневной жизни, говоря о наблюдаемых вещах, окружающих нас. Конвенционализм Карнапа проявился в утверждении, что всякое конкретное предложение физика-листского системного языка может служить протокольным предложением, не нуждающимся ни в каком подтверждении. То есть критерием истинности научных утверждений является не верификация или срав-нение с «чувственным опытом», а их взаимная согласованность (коге-рентность), непротиворечивость. На эту позицию Карнап перешел под влиянием О.Нейрата. В дальней-шем Карнап отошел от узкой модели науки, сформулированной в рамках Венского кружка, и сделал предметом своего исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки. Он разработал ряд моделей формализованного языка, способного выразить содержание научных теорий, сделав значительные открытия в области логической семантики и вероятностной логики. Ряд результатов, полученных Карна- пом, был использован в исследованиях по кибернетике. Наиболее значимые работы Карнапа: «Логический синтаксис языка», «Проверяемость и значение», «Введение в философию науки». В последние годы жизни высказывался в пользу существования «ненаблюдаемых материальных объектов», т.е.
фактически полностью отказался от основных положений логического позитивизма.
КАРСАВИН Лев Платонович
Кастанеда
(1882—1952) — философ, историк-медиевист, культуролог. Родился в Петербурге. В 1906 г. окончил историко-филологиче-ский факультет Петербургского университета. Командирован за границу, работал в библиотеках Франции и Италии (1910—1912). С 1913г. — экстраординарный профессор Петербургского уни-верситета. В 1922 г. издает книгу «Восток, Запад и русская идея» (Пг., 1922). В 1922 г. выслан из России. Жил в Париже, Берлине, где написал «Философию истории» (Б., 1923). Принимал участие в деятельности Религиоз-но-философской академии. Переехал в Литву, где с 1928 г. занимал кафедру всеобщей истории в Ко- венском университете (Каунас). С 1931 г. начинает издавать мно-готомное сочинение «История европейской культуры», которое не успел завершить. В 1940 г. пере- езжает с университетом в Вильнюс. В 1945—1946 гг. его педагогическая деятельность ограничивается пре-подаванием эстетики, а затем вообще обрывается. В конце 1947 г. (или в начале 1948) он арестовывается, ссылается на Северный Урал, затем, после суда в 1950 г., этапируется в Абезь (у полярного круга), инвалидный лагерь в КомиАССР, где умирает от туберкулеза. Карсавин развивал концепцию Всеединства, связывая русскую философскую традицию с неоплатоническим направлением в истории западной философии. Диалектическая онтология переходит у него в методологию и гносеологию. Чувственное и рацио-нальное дополняется сверхэмпирическим, трансрациональным. Философия истории пронизана у него принципом развития. Развивая философию личности, Карсавин исходит из понимания ее как «телесно-духовного, определенного, не-повторимо своеобразного и много-видного существа». Личность, по Карсавину, динамична, она раскры-вается как самоединство, саморазъединение и самовоссоединение.
КАССИРЕР Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: «Познание и действительность», «Философия символических форм». Вся история философской мысли рассматривается Кассирером как предыстория кантианства. «Трансцендентальный метод» кантовской фи-лософии, по его мнению, направлен не на «вещь в себе», а на научные формы ее познания. Познающий субъект внутри содержания опыта проводит разграничения, фиксирует определенные отно-шения. Предмет познания, таким образом, «создается» самим процессом познания, является «за-данным», а не объективно суще-ствующим. Все понятия естественных и точных наук рассматриваются Кассирером как понятия об отношениях, т. е. как «функции». Априорный «конструктивный ряд» определяет место каж-дого понятия в системе «функций». В поздний период своей де-ятельности Кассирер выходит за рамки проблематики марбург-ской школы, обращаясь к философии культуры и философии человека. Он приходит к выводу, что существует единый мир культуры, конструируемый с помощью символических функций (априорных форм), представляющих высшие человеческие ценности. Различные сферы культуры (миф, язык, история, религия, искусство, наука) — это не сводимые друг к другу «символические формы». КАСТАНЕДА Карлос (1896— 1958) — американский ученый мексиканского происхождения, профессор антропологии Калифорнийского университета. Предприняв в 1960 г. экспедицию в Мексику с целью собрать сведения о местных целебных травах, он случайно познакомился со старым индейцем, назвавшимся доном Хуаном. Продолжение неожиданного знакомства принесло Кастанеде удивительные открытия и заставило его написать и издать целую серию весьма необычных книг, спор вокруг которых не утихает и по сей день. Прежде всего, дискутируется вопрос о том, является дон Хуан реальным лицом или он — плод литературного воображения автора, некий прием, чтобы более выпукло пред-ставить свои философские сообра-жения. Так или иначе, но в дневниках (или сделанных «под дневни-ки») записях Кастанеды перед нами предстает первичная и поистине удивительная реальность магического мира, где нарушен закон физи-ческой причинности, смещены позиции формальной логики, разрушены основы времени, пространства и здравого смысла, а мир открывается нам как таинство сил, превращений, абсолютной и неуловимой текучести, в «просвет» которой может протиснуться только маг, покинувший пределы человеческого мира и расширивший свое сознание до невы-разимости в обыденном языке. Тонко подмечая природу кризиса рацио-нального научного мышления, а также несостоятельность социальных форм общения, Кастанеда предлагает свой способ преодоления субъект-объектной противоположности, который, по существу, означает преодоление философского сознания вообще, ибо требует молчания и воли вместо системы, текста и объяснения. Кастанеда сталкивается с принципиальной невыразимостью индивидуального опыта. Его можно пережить, но нельзя передать. Кризис классической системы понятий и требований к философскому мышле-нию находит свое яркое выражение в почти бесструктурном тексте кастанедовских работ.
КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (букв, с греч. утвердительная) — рассматривает Бого- познание как восхождение по иерархической лестнице аналогий. Признавая метафоричность используемых позитивных утвер-ждений, обозначений, атрибутов, считает такой способ познания оправданным ввиду аналогичности тварного бытия Творцу.
Качество
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме КАРМА:

  1. Карма
  2. КАРМА
  3. КАРМА (санскр. karman - действие, дело, жребий
  4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
  5. 5.13. Криминалистическая характеристика краж
  6. Введение
  7. ИНДУИЗМ
  8. Домашняя бухгалтерия
  9. Рекомендуемые мной адвокаты:
  10. ФЛИПЧАРТ-БЛОКНОТ
  11. ПУРАНЫ
  12. Этап 10. Торги: переговоры о цене и условиях
  13. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  14. ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО МОШЕНСТВА...
  15. 5.6. Особенности осмотра места происшествия по делам об убийствах
  16. Способ применения или использования товара
  17. БАЛАНС ВРЕМЕНИ ПРИ ОБУЧЕНИИ