<<
>>

КАСТА

(португ. casta — род, поко-ление, происхождение) — эндогам-ная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с традиционными занятиями и ограниченная со-циальной традицией в общении друг с другом.

В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т. д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950), К. равноправны и кастовая дискри-минация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать опре-деленные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до марги-нальных).

С. Ю. Солодовников

КАСТАНЕДА (Castaneda) Карлос (1926? —1998) — испанский антро-полог, мыслитель эзотерической ориентации, автор ряда книг, посвя-щенных изложению миропонимания мексиканского индейца яки дона Хуана Матуса, одного из (согласно К.) Учителей человечества.

Встреча К. и дона Хуана состоялась в 1960. Сочинения К.: "Разговоры с доном Хуаном" (1968), "Отделенная реальность"

, "Путешествие в Икстлан"

, "Сказка о силе" (1974), "Второе кольцо силы" (1977), "Дар орла" (1981), "Внутренний огонь" (1984), "Сила безмолвия" (1987), "Искусст-во сновидения" (1994), "Активная сторона бесконечности" (1995), "Тен- сегрити: Магические пассы магов древней Мексики" (1996), "Колесо времени" (1998) и др. Творчество К. наглядно демонстрирует практиче-ски полное взаимное исключение подходов миропонимания мистика и эзотерика дона Хуана, с одной сто-роны, и мировоззрения западного интеллектуала 20 в.

О последнем дон Хуан говорит: "Та жизнь, которую вы ведете, — не жизнь совсем. Вы не знаете того счастья, которое проис-текает из делания вещей осознанно". После первого расставания и воссое-динения Учителя и ученика (т. е. К.) Дон Хуан постулирует необходи-мость своеобразного и нетрадиционного взгляда на мир с целью его по-стижения: "Ты испугался и удрал из-за того, что чувствуешь себя чер-товски важным. Чувство важности делает человека тяжелым, неук-люжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим". Эксперименты К. на себе самом с психотропными рас-тениями (прием галлюциногенов — пейота, дурмана Datura inoxia, гриба из семейства Psylocybe — был ошибочно принят К. за основную методику миропостижения у индейцев яки), а также совместные попытки постижения основ колдовства испол-няли роль (в контексте имплицитного понимания ситуации Дон Хуаном) лишь средства для высвобождения из инертных мировоззренческих, категориально-понятийных, логис-тических, двумерных пространственно-временных и пр. тисков из-вестного мира. ("Ты считаешь себя слишком настоящим", — говорил Дон Хуан К.) Реальность самого К. и дон Хуана суть мудрость, специфи-ческая ценность и особая психотехническая установка, предполагающие и задающие значительное количест-во мыслимых, весьма условных ин-терпретаций. Несомненно более важной явилась, в частности, техника видения и "остановки мира", которыми владел, согласно К., Дон Хуан. Видение у Дона Хуана не аналогично традиционалистскому смотрению. Последнее предполагает истолковы- вание, оно — процесс мышления, в границах которого мысли об объекте весомее, нежели истинное его видение. В процессе же смотрения индивиду-альное "Я" замещается, вытесняется видимым объектом. Обретается свобода от ига каких бы то ни было предзаданных оценок, комментариев и пр. Мир, на который мы смот-рим, по Дону Хуану, — это лишь одно из его возможных описаний. (В начале второго тома К. писал: "...B то время учение дон Хуана на-чало представлять собой серьезную угрозу моей "идее мира".
Я стал те-рять уверенность, которую мы все имеем, в том, что реальность повсе-дневной жизни является чем-то таким, что мы можем считать гарантированным и само собой разумеющимся".) Увидеть ЭТО (объект в собственной безграничной ясности, превосходящий любые обозначения себя) — и означает постижение его скрытой бытийности. Видение призвано заместить "думание" — дискретный поток мыслей индивида, инициируе-мых по поводу всего, чего угодно. Сравнения, по К., в таком контексте бессмысленны — все вещи равно важны и неважны: "...человек, всту-пивший на путь магии, постепенно начинает сознавать, что обычная жизнь навсегда оставлена позади, что знание в действительности — это пугало, что средства обычного мира больше не будут средствами для него и что он должен приспособиться к новому образу жизни, если собира-ется выжить... К тому времени, когда знание становится пугающим делом, человек также начинает осознавать, что смерть является незаменимым партнером, который сидит рядом с ним на одной циновке. Каждая капля знания, которая становится силой, имеет своей центральной силой смерть. Смерть делает завершающий мазок, а все, что трогается смертью, действительно становится силой... Но концентрация на смерти заставит любого из нас фокусироваться на самом себе, а это является снижением. Поэтому следующая вещь, которая необходима... — это отрешенность. Мысль о неминуемой смерти вместо того, чтобы стать препятствием, ста-новится безразличием". "Человек действия", по дону Хуану, живет действием, а не мыслями о действиях. Такой человек менее всего озабочен тем, что ему будет "думаться", когда действие прекратится. По дону Хуану, "человек идет к знанию так же, как он идет на войну, пол-ностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверен-ностью. Идти к знанию или идти на войну как-то иначе — ошибка, и тот, кто совершает ее, доживет до того, чтобы пожалеть о сделанных шагах...". Человек, созревший для "осуществ-ления действий, не думая", — это че-ловек знания, способный исполнить действие и исчезнуть, не обременяя себя мыслями о результатах.
"Чтобы стать человеком знания, — отмечал дон Хуан, — нужно быть воином. Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять — ничто не имеет зна-чения... Искусство воина — находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек". Главный смысл таких оценок в том, что помимо мира наших восприятий право-мерно полагание иных возможных миров, признание плюрализма налич-ного бытия. Стремясь опровергнуть в третьем томе сочинения традици-онные ценности индивида Запада (цельность и уникальность личнос-ти — наличие истории у "Я", само-оценку, полагание насущной реаль-ности как единственно возможной и пр.), дон Хуан постулирует, что поскольку наша личная история — промысел других, постольку мы должны избавиться "от обволакивающих мыслей других людей". Дон Хуан у К. для изображения архитек-тоники мироздания вводит понятия "тональ"и"нагваль". "Тональ" — "регистратор" мира; все, что человек способен описать (любая вещь, для которой у человека находится слово, относима к "тональ"): мир, данный в языке, культуре, смотрении, делании. "Нагваль" (вечный, неизмен-ный и спокойный) — актуально и по-тенциально неописуемое, истинный творец мироздания (а не его свиде-тель), доступный для обнаружения лишь в состоянии элиминации соб-ственных умственных убеждений. Все "фрагменты" будущего "я" чело-века (телесные ощущения, чувства и мысли) до рождения индивида рас-полагаются в нагвалеобразных "чел-ноках", впоследствии их соединяет вместе "искра жизни". Родившись, человек сразу же теряет ощущение нагваля и погружается в ипостаси тоналя. В отличие от индуистского "Это", лежащего вне бытия людей, нагваль дона Хуана может быть ис-пользован колдуном в своих целях, придавая человеку неизмеримые воз-можности. Смысл данного учения сводим, вероятнее всего, не к описаниям невероятных способностей "посвященных" людей. (Когда К., в 1968, попытался преподнести дону Хуану первый том книги о доне Хуа-не, тот отказался от подарка, заметив: "Ты знаешь, что мы делаем с бумагой в Мексике".) Дон Хуан у К.
видит, что люди обманывают себя, давая имена миру, ожидая при этом, что он будет соответствовать их обо-значениям, схемам и моделям; люди ошибаются, полагая, что человечес-кие действия конституируют мир, и что они и есть мир. "Мир — это за-гадка... Мир непостижим, а... мы все время стремимся открывать его тай-ны. Его же надо принимать таким, каков он есть — таинственным!". Эзотерический мир (у К. вполне "ва-лентный" рядовому индивиду) диктует приобщающемуся неофиту собст-венные правила игры: по дону Хуану, "принимать ответственность за свои решения — означает, что человек го-тов умереть за них". Европеец, пря-чущийся за сакральный авторитет культурных традиций и мыслящий себя потенциально бессмертным, способен тем самым уходить от от-ветственности: согласно дону Хуану, "решения бессмертного человека могут быть изменены, о них можно сожалеть или подвергнуть их сомнению". Ожидание общественного при-знания заслуг, самоуважение как особые максимы — в пространстве эзотеризма утрачивают всякий смысл: по мысли дона Хуана, "ты так чертовски важен, что можешь позволить себе уйти, если вещи складыва-ются не так, как тебе бы хотелось... Человек — только сумма личной си-лы. Эта сумма определяет, как он живет и умирает". Стремление К. не только изложить личный опыт контакта с репрезентантами эзоте-рической реальности, но и задать возможный универсальный язык ее описания наряду с перспективными моделями ее теоретических реконст-рукций придает особо значимый эв-ристический статус его сочинениям.

А. А. Грицанов, OA. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КАСТА:

  1. КАСТА
  2. КАСТА - сословие или раса, на которые распадается население на Индийском субконтиненте
  3. 5.4. Логический анализ
  4. ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВОсновная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
  5. СТАТЬЯ 60 УПК РФ: НЕДОПУСТИМОСТЬ ПОВТОРНОГО УЧАСТИЯ СУДЬИ В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА
  6. Тема 31. ОТ ПОНЯТИЯ "ДУША" К ПОНЯТИЮ "СОЗНАНИЕ"
  7. § 3. Основные виды прав и свобод граждан
  8. 1.5. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
  9. ДЖАЙНИЗМ
  10. ИИСУС ХРИСТОС
  11. Авторы статей
  12. ОГЛАВЛЕНИЕ
  13. * Высокомерие, гордыня (лат.). ** Настоятельность (греч.).
  14. ГЛАВА VIII. КОНВУЛЬСИИ КОЛЛЕКТИВИЗМА СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА И ВИРТУАЛЬНЫЙ СУБЬЕКТ
  15. Авторы статей
  16. ДЖАЙНИЗМ
  17. § 3. Субъекты финансового права
  18. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  19. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права