<<
>>

КАТАСТРОФИЗМ

— термин, цен-трирующий одну из версий понимания процессов эволюции в живой и неживой природе. Собственно термин "К." был предложен в 1832 анг-лийским математиком и историком науки В.

Уэвеллом, хотя истоки по-добных представлений относятся к натурфилософии древнегреческих мыслителей. Присутствие идей на- ивного К. отмечается в интеллектуальной традиции вплоть до естество-знания и философии Нового времени, а также в концепциях окказиона-лизма 18 в. В границах этих подходов причиной каждого отдельно взятого глобального явления предполагался Божественный творец. Данная гипотеза сохраняла свою значимость бла-годаря постоянной переинтерпретации смысла библейских сказаний о кратковременности истории Земли: грандиозные изменения на поверх-ности планеты объяснялись в качестве результата необычайных воздействий единовременного характера. Основа-телем К. как целостной концепции считается Ж. Кювье, осуществивший его теоретическое и фактическое обоснование. Становление доктрины К. в ее классической форме было обусловлено стремлением исследова-телей снять противоречие между тезисом об устойчивости и постоянстве видов, с одной стороны, и данными, свидетельствующими о смене гос-подствующих таксонов животных в геологической истории, — с дру-гой.
Основы теории катастроф Кювье базировались на положениях: 1) о рез-ком отличии ныне действующих сил природы от природных сил, сущест-вовавших в прошлом; 2) об отсутст-вии связи между сменяющими друг друга природными причинами; 3)о не-равномерности скорости геологичес-ких процессов; 4) о прогрессивном усложнении ископаемых животных по мере восхождения от древних гео-логических отложений к современ-ным. Сторонники теории катастроф стремились доказать, что сменяю-щиеся виды животных генетически не связаны друг с другом, при этом не указывались причины необрати-мых изменений в составе живых ор-ганизмов.
В доказательство идеи неизменности и постоянства видов Кювье широко оперировал не только теоретическими доводами, но и фак-тами, по его мнению, опровергавшими идею эволюции. Отсутствие пере-ходных форм между ископаемыми и современными биологическими видами, малая изменчивость видов на протяжении культурной истории человечества, целесообразность строения живых организмов — все это выступало аргументом в пользу учения о неизменности видов. Вместе с тем ряд собственных исследований Кювье, доказавшего факт изменяе-мости флор и фаун в течение геоло-гического времени, способствовал утверждению эволюционной гипотезы, хотя сам он с упорством отстаивал тезис о неизменности и постоян-стве видов. Новый этап эволюции идеи К., получивший название нео- катастрофизма, начался со статьи Н. С. Шатского (1937) и выражал представления о внезапных вме-шательствах в процесс эволюции факторов и причин, принципиально отличных от ныне действующих.

В основе неокатастрофизма лежит утверждение о том, что все узловые пункты эволюционного процесса и все важнейшие новообразования возникают внезапно — путем еди-ничных или массовых перечеканок биологических форм и обусловлены внезапными изменениями внутренних или внешних факторов. В насто-ящее время различают два основ-ных направления неокатастрофизма. Первое из них связано с признанием периодического характера смен фак-торов и причин эволюции (Д. Н. Со-болев, О. Шиндевольф), второе исходит из акцентировки значимости внезапно действующих абиотических факторов космического проис-хождения — уровня радиации, падения метеоритов и т. д. (Р. Ведекинг, К. Бойрлен, Э. Дакке и др.). Поста-новка вопроса о возможности ново-образований в процессе эволюции под воздействием факторов космиче-ского происхождения — рациональ-ное зерно различных версий неока-тастрофизма.

П. А. Водопьянов

КАТАФАТНЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. kataphatikos — утвердительный) — парадигмальная установка теологии на позитивное богопозна- ние. По критерию своей рационалистической ориентации противостоит апофатической теологии с ее про-граммным иррационализмом.

Исходные принципы К. Т. были заложены в рамках патристики (Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский). К. Т. фундирована принципом "аналогии бытия" (analogia entus), со-гласно которому постижение Творца возможно посредством познания творения. Ориентация на позитив-ное и интерсубъективное знание относительно Абсолюта в условиях остро-личностной диалогической персонификации Бога в рамках теизма означает артикуляцию сак-рального диалога в категориях субъект-объектной процедуры, очевидная кощунственность чего снимается в К. Т. идеей о метафоричности по-лучаемого знания. Основываясь на содержании христианского Символа веры, с одной стороны, и операци-ональном мыслительном инстру-ментарии античной философии,с другой, К. Т. представляет собой попытку концептуализации феноменов, по определению неконцепту- ализируемых в рамках парадигмы веры. В этом отношении имманент-ная парадоксальность К. Т. рефлек-сивно эксплицирована уже Тертул- лианом: "Что общего между Афинами и Иерусалимом? У Академии и Церкви?". В семантическо-аксио- логической напряженности К. Т. находит свое яркое выражение свой-ственный европейской культуре фун-даментальный дуализм ее глубинных мировоззренческих оснований. (См. также Теология, Дуализм, Схо-ластика.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КАТАСТРОФИЗМ:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
  2. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
  3. ИСТОРИЯ
  4. ПРИРОДА
  5. СОЛИПСИЗМ (лат. solus ipse - только сам
  6. Авторы статей
  7. § 3. Субъекты финансового права
  8. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  9. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  10. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  11. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  12. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  13. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  14. § 3. Система финансового права