<<
>>

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

(лат. imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа челове-ческого поведения.

Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеоб-щей, общезначимой, т. е. иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому пред-ставлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая за-коносообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон.
Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т. е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует дол-женствование и выражает объектив-ное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, — веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и категорические — как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К. И. заключает в себе и закон и необходимость максимы — быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще.
По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формули-ровку, например, "поступай так, как если бы максима твоего поступка по-средством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" или "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству".) Однако в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и апри-орности открытого им закона, отсутст-вия в нем элементов эмпирического. К. И. Канта определяет, таким образом, только форму морального по-ступка, ничего не говоря о его содер-жании, т. е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К. И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приоб-щиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ:

  1. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный
  2. F. Сигаретные окурки и институциональный императив
  3. Часть 11
  4. Антиномии — это
  5. КОЭВОЛЮЦИЯ
  6. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление
  7. СЧАСТЬЕ
  8. Каждому водителю рекомендуется помнить следующее.
  9. ОПОСРЕДОВАНИЕ
  10. 21. И. Кант и Г. Гегель о политике и праве
  11. СОФИСТИКА
  12. ОПОСРЕДОВАНИЕ
  13. СИЛЛОГИЗМ