<<
>>

КАУЗАЛЬНОСТЬ


(лат. causalis — причинный, causa — причина), или причинность — понятие, использо-вавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие).
В таком контексте К. трактовалась как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь рассматривалась как сущность К., она понималась как присущее самим вещам внутренне отношение. К. полагалась всеобщей, так как, согласно естественно-научным воззрениям того времени, нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия считалась необходимой: если есть причина и налицо соответству-ющие условия, то неизбежно возникает следствие. В последующем (осо-бенно в 20 в.) принцип К. подвергся кардинальному переосмыслению. (См. Анти-Эдип, Детерминизм, Нео-детерминизм, Причина и следствие, "Смерть Бога".)
А. Н. Леванюк
КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (1854— 1938) — немецкий историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демо- кратии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском универси-тете. В 1874 К. примкнул к социали-стическому движению, был близок с лассальянством. В 1875 вступает в социал-демократическую партию. С начала 1880-х К. активно печатается в социал-демократической прессе. В 1883 основал журнал "Новое время" ("Die Neue Zeit"), теоретический орган германской социал-демократии, редактором которого он был со дня открытия до 1917. С 1890 по-стоянно живет в Германии, активно участвуя в деятельности Германской социал-демократическое партии, а затем II Интернационала. В 1934, после прихода к власти фашистов, переезжает в Вену, а после захвата Австрии фашистской Германией (в 1938) уезжает в Прагу, а затем в Амстердам, здесь же в.этом году умирает. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во второй половине 1870-х и начале 1880-х он находился под влиянием теории Дарвина и философии пози-тивизма (Спенсер, Милль). В работах этого периода — "Влияние роста народонаселения на прогресс общества" (1880), "Социальные инстинкты в мире животных" (1883) — пытался объяснить историю человеческого общества дарвиновской теорией борьбы за существование. Утверждая, что законы роста народонаселения являются исходными при рассмотрении проблем социальной философии, К. усматривал движущие силы об-щественного развития в инстинктах человека. В дальнейшем К. написал ряд работ, пропагандировавших марксистскую теорию — "Экономическое учение Карла Маркса" (1887), "Томас Мор и его утопия" (1888), "Предшественники новейшего социализма" (1895), "Предшественники социализма" (1909—1921), "Этика и материалистическое понимание истории" (1—2 тт., 1927—1929) и др. Большое внимание в его трудах было уделено проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии в историческом процессе и т.
д. К. выдвинул так называемую "теорию ультраимпериализма", провозглашавшую наступление новой фазы мирного развития капитализ-ма и изживания его противоречий, что в перспективе ставило под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Идейная эволюция, которую прошел К. в своих социально-политических воззрениях, выразилась в том, что в 1910—1912 он становится идеоло-гом центризма, а в 1917 в знак про-теста против политики руководства социал-демократии Германии выходит из партии, оставляет пост редактора "Нового времени" и организует независимую социал-демократическую партию Германии (ее существование было, впрочем, недолгим). Октябрьский (1917) переворот в России К. встретил негативно, выступал против установления диктатуры проле-тариата, — в защиту демократии. Об этом он написал ряд статей и бро-шюр: "Демократия и диктатура" (рус. перевод 1918), "Демократия или диктатура" (рус. перевод 1921), "От демократии к государственному рабству" (1921). К. — одна из наиболее крупных фигур международного ра-бочего движения. Стремление К. под-вергнуть ревизии политические док-трины марксистского толка явилось выражением переосмысления значительной частью европейских интел-лектуалов социал-демократических ориентаций, путей и методов борьбы за социальную справедливость и социализм, их неприятия псевдо-пролетар- ских государств, а также переворотов, инициируемых профессиональными революционерами.
И. Н.Андреева
КАФКА (Kafka) Франц (1883— 1924) — австрийский писатель. Автор романов "Процесс", "Замок", "Америка", а также ряда рассказов. Его немногочисленные произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на философию и культуру 20 в. К., по-лучивший широкую известность после посмертной публикации его ро-манов в 1920-е, является одним из наиболее интерпретируемых литераторов. Можно выделить четыре основные группы интерпретаций: социальные, психоаналитические, религиозные и философские. Соци-альные интерпретации, которые являются наиболее распространенными, рассматривают "Процесс" и "Замок" как повествования о борьбе индивида с могущественными политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угро-зу свободе и демократии. Подобные трактовки творчества К. получили широкое распространение в кинематографе, журналистике и прочно закрепились в обыденном сознании. Психоаналитические интерпретации рассматривают произведения К. в качестве кодированных струк-тур психоаналитических символов, в подтверждение чему приводятся факты сложной личной жизни К., многие из которых нашли отражение в его дневниках и письмах. Представители психоанализа указы-вают на трудные отношения К. с от-цом, а также с двумя невестами, ни на одной из которых он так и не женился, считая, что эти личные проблемы воплотились в сложной символике его романов. Религиозные интерпретации делают акцент на библейских мотивах, присутствующих в произведениях К., на использовании им притч, наличии религиозных символов в его произведениях. В подобных трактовках герои романов К. заняты поиском Бога, который оказывается преде-льно трансцендентным миру (М. Брод). Наиболее известные философские интерпретации предлагались в экзи-стенциализме, который видел в К., наряду с Кьеркегором и Достоевским, писателя, наметившего ос-новные темы трагичности бытия и экзистенциального одиночества ин-дивида. Камю и Сартр позаимство-вали у К. немало литературных приемов при создании экзистенциа-листского романа. Кроме того, экзи-стенциализм вдохновил и чисто философские интерпретации, которые усматривают в противостоянии Землемера и Замка в "Замке", Йозефа и Суда в "Процессе" метафорическое осмысление проблемы отношения субъекта и реальности (Д. Хеллер). В 1950—1970-е к К. продолжают об-ращаться представители структурализма и постструктурализма. С одной стороны, Р. Барт, С. Зонтаг и другие авторы подвергают критике неутихающую волну схожих и избитых интерпретаций творчества К. и призывают оставить его произ-ведения такими, какие они есть; с другой стороны, многие философы (Делёз, Адорно) используют тексты К. для подтверждения своих концепций.
А. В. Филиппович
КАХЛЕВСКИЙ Петр (конец 16 в. — 1647) — гуманист, политический и религиозный деятель Великого княжества Литовскрго. Получил хорошее образование, был высококвали-фицированным юристом. В молодости служил при дворе Криштофа Радзи- вила. Участник нескольких войн. Кальвинист. Известен сочинением "Предостережение и напоминание братьям-евангелистам", в котором резко выступил против контрреформации. Главными виновниками упадка культурной жизни и просветительства в Великом княжестве Литовском считал католическое ду-ховенство и иезуитов, нарушающих принципы свободы вероисповедания и применяющих репрессии к инако-мыслящим. К.был лично знаком с Яном Амосом Коменским, который до 1645 был воспитателем его старшего сына, разделял педагогические идеи чешского философа. В своем завещании "Мемориал, или Напоминание жене и моим детям" изложил программу шляхетского гуманистического образования.
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КАУЗАЛЬНОСТЬ:

  1. КАУЗАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  2. ЭФФЕКТ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ
  3. КАУЗАЛЬНОСТЬ (лат. causalis - причинный, causa - причина
  4. ТРЕНИНГ-ЭФФЕКТ
  5. ЭФФЕКТ ОРЕОЛА (НИМБА
  6. ЭФФЕКТ ПЕРВОЙ ОСВОЕННОЙ ТЕОРИИ
  7. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
  8. ЭФФЕКТ «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ
  9. ЛОКУС КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ
  10. ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
  11. ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП
  12. ДЕМИУРГ
  13. СМЕРТЬ БОГА