<<
>>

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

— одна из основных составных частей мировой истории философии, ха-рактеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная деми-фологизация осуществлялась в древ-некитайской культуре как бы изнутри мифосознания — через переосмыс-ление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, — принципа еди- носущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира.

Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований: "ци", универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляри-зуемая действием противоположных сил — "ян" и "инь" (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала "инь" и "ян", поочередно домини-рующие и обеспечивающие пульса-цию перемен. Эмпирически наличное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изна-чальной гармонией великой триады Небо — Человек — Земля, поэтому китайское философское мышление характеризуется отчетливо выраженным практицизмом.Знание — "чжи" — предмета включает на только его описание, но и предписа-ние к действию: обладать знанием значит прежде всего "знать свое дело".
В центре внимания китайских мыслителей находились этико-поли- тические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Подне-бесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (начало I тысячелетия до н. э.) оформилась одна из цен- тральных категорий китайской мысли — "дэ", обозначающая силу по-рождения и упорядочения. Благодаря силе "дэ" Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Правитель — "ван", являясь Сыном Неба, приобщается к "великому дэ Неба и Земли" (космоса) и распрост-раняет его на мириады людей, гар-монизируя Поднебесную.
В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос же в обществе вызывает природные катаклизмы. "Золотым веком" К. Ф. является период 6—3 вв. до н. э. В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилосо-фов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как завися-щее от "дэ" каждого человека. Родо-начальники двух основных течении К. Ф. — Конфуций и JIao-цзы — вводят в связи с этим категорию "дао" — пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление "дэ" достигается познанием "дао" и следованием ему; обладание знанием оказывается важным средством гармонизации Поднебесной. Конфуций и Лао-цзы разрабатыва-ют взаимодополнительные модели познания "дао". Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого сле-дования правилам церемониала "ли". Воплощением знания выступает "благородный муж" ("цзюнь цзы"), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотичес- кое начало в человеке. В противовес конфуцианскому культуроцент- ризму даосизм выдвигает стратегию "следования естественности". Отказ от всякой преднамеренности и целе-направленности в действии (принцип "недеяния" — "у вэй") позволяет совершенномудрому приобщится к "дао" как общемировому естест-венному ритму событий. При империи Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий ока-зывало огромное воздействие на облик традиционной китайской ци-вилизации. Даосское учение транс-формировалось в так называемый "религиозный даосизм", занятый преимущественно решением проблемы бессмертия и образующий неор-тодоксальную составляющую китайской духовной культуры. Развитие философской мысли в Китае харак-теризовалось традиционностью:для нее характерна исключительная стабильность круга основных философских проблем и категорий, а преимущественными формами фи-лософского творчества являлись комментарии и компиляция каноничес-ких произведений.

В. Н. Фуре

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  2. КИТАЙСКАЯ ЛОГИКА
  3. Китайский синдром
  4. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  5. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  6. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  7. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  8. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  9. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  10. КОНФУЦИЙ - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - «Учитель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э).
  11. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.