<<
>>

клас-сик европейского мистицизма

, теолог. Родился в знатной бургундской семье, в юности писал светскую лирику. В 1113 поступает в цистерци- анский монастырь (аббатство Сито), в 1115 24-летний Б. К. основал аббатство Клерво и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком Виль-гельмом из Шампо, основателем оплота французской мистики — монас-тыря Сент-Виктора.

В звании аббата Клерво прожил всю жизнь, отказав-шись от восхождения по иерархии клира. Аскет. Цистерцианский мо-нашеский орден в целом отличается жесточайшим аскетизмом, однако об аскезе Б. К. слагали легенды еще при жизни: не желая отвлекаться от раздумий, он отказался встретиться с отцом, навестившим его в монастыре после смерти матери; Б. К. заливал себе уши воском, дабы среди людей оставаться глухим к их сует-ности; будучи погружен в раздумия о Боге во время многодневного пути по берегу Женевского озера, с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят, и т. п. При всей отрешенности от сует мирских Б. К. вместе с тем в полном смысле может считаться духовным вождем своего времени: история первой половины 12 в.
верши-лась под его влиянием и несет на себе яркий отпечаток его личности. Его духовный авторитет был столь высок, что, будучи клервоским аббатом, Б. К. фактически руководил политикой современных ему пап (Иннокентий Второй был обязан ему престолом, Евгений Второй был его учеником), выступал советником светских государей, постоянно пригла-шался для разрешения политичес-ких конфликтов и бблыпую часть жизни провел в разъездах, улаживая дела большой политики, выступая посредником между папским престолом и светской властью при дворах Европы. В политической среде, однако, Б. К. выступал не с пози-ций беспристрастного третейского судьи, но неукоснительно проводил в жизнь свое политическое credo: идею всемирного единства человече-ства на теократической основе, что на практике выливалось в решение политических проблем в пользу папского престола (например, в кон-фликте между папой Иннокентием II и Людовиком VII из-за епископ-ской инвеституры).
Активно участвовал в искоренении ересей, чья со-циальная ориентация могла быть оценена как антипапская (генрициа- не, "братство ткачей" и др.). В этом же контексте выступил инициато-ром Второго Крестового похода (1147), принимал непосредственное участие в создании устава рыцарского ордена тамплиеров (принят на Соборе в Труа в 1168). Пламенный оратор и выдающийся проповедник с ко-лоссальным суггестивным потенциа-лом (сохранилась легенда о том, как он силой своего красноречия внушил германскому императору Конраду III — вопреки всякой логике и его собственному желанию — возложить на себя крест). В практике богопо- знания был однозначно сориентирован на мистику как непосредственное постижение "абсолютного света" в акте Божественного откровения (в силу чего, будучи последователен в своих взглядах, резко выступал против "отравы" рационализма схо-ластики). Б. К. является основопо-ложником (вместе с монахами монастыря Сент-Виктор) французской мистической школы — специфического направления в развитии мисти-цизма, оформившегося затем в мощное идейное течение, охватившее всю Европу и наложившее свой отпечаток на всю западнохристианскую теологию. Специфические особен-ности христианской мистики, до-статочно резко отличающие ее от дру-гих вариантов мистицизма и заклю-чающиеся в напряженно выраженной интимной ориентации и тяготении к эротической терминологии, будучи объективно детерминированы своего рода эротическим подпольем культуры средневековой Европы (т. е. эроти- ческой проблематикой, вытесненной за пределы культурной легальности, ищущей легитимного жанра и находящей таковой среди прочего в ор-тодоксальной мистике, как это ни парадоксально на первый взгляд), получили путевку в жизнь именно в произведениях Б. К. Мистическое учение Б. К. о любви к Богу основы-вается на философии неоплатонизма в его августиновском истолковании и центрируется вокруг слов апостола Иоанна "Бог есть любовь" (1 Ин, 4, 8 и 16). Основной жанр мистических произведений Б. К. — проповедь ("О почитании Бога", "О ступенях смирения и гордости", "О размыш-лении" и др.), основное содержа-ние — любовь и восхождение к Богу, единение с ним в акте "слияния души с Богом" (86 проповедей на "Песнь Песней").
Вся аскеза и покаяние — лишь средства усовершенствования христианина в его любви к Богу: "Одному Господу и честь и слава, но ни та, ни другая не будет угодна Господу, не приправленная медом любви. Любовь сама себе довлеет, сама по себе угодна и ради са-мой себя. В ней самой ее заслуга, она сама себе служит наградой. Любовь не ищет вне себя самой своей причины, не ищет для себя и плода, ее польза в самом ее проявлении. Я люблю, потому что люблю; я люблю для того, чтобы любить. Великое де-ло любовь". Последняя фраза (зна-менитая формула "magna res est amor") по праву может рассматри-ваться как credo Б. К., выстраивая в его доктрине аксиологическую шкалу христианских добродетелей (из коих первые 4 заимствованы от античности) и сопрягая их с днями седмицы: умеренность, мудрость, мужество, справедливость, веру и надежду Б. К. относит к будним дням, любовь же — ко дню субботне-му, ибо все христианские добродете-ли обретают в ней свое завершение. В любви, согласно Б. К., могут быть выделены различные ступени: 1) любовь к себе ради самого себя; 2) лю-бовь к Богу ради себя; 3) любовь к Богу ради Бога; 4) любовь к самому себе единственно ради Бога. Последнее случается "тогда, когда человек в полном упоении божественном за-будет о самом себе и, как бы отпавши от самого себя, весь погрузится в Бога и, слившись с ним, будет единым с ним духом". Бог влагает в челове-ческую душу любовь к себе, и тогда, как к высшему благу, стремится она к единению с ним, начиная свое "бо-жественное восхождение". В различных своих работах Б. К. выделяет различное число ступеней этого вос-хождения (от 3 до 12), однако сама идея стадиальности является обяза-тельной: "не вдруг хочу я стать выс-шим, постепенно возвыситься хочу". Классическим является выделение таких ступеней, как "лобзание стопы, длани и уст Господних", т. е. — соот-ветственно — покаяние в грехах, утверждение во благе и единение с Богом. "Краса воздержания и посто-янные плоды покаяния... восстано-вят тебя от нечистот... А посему да будет любовь твоя пламеннее, и да постучишься ты увереннее за тем, чего тебе, по чувству твоему, недостает, стучащему же отверзется".
Соединясь с Богом в едином духе, душа достигает в этом акте пределов Божественной любви, уподобясь Богу в праведности, блаженстве, красоте и знании и проникаясь божест-венной волей, сохраняя при этом, однако, и волю человеческую: "дерзаем поднять голову к самым устам славы, дабы в трепете и робости не только воссозерцать, но и облобы-зать; ибо Господь Христос есть дух перед лицом нашим, к нему припа-даем в священном лобзании, дух един по снисхождению его стано-вимся". Таким образом, мистицизм Б. К., как и христианская мистика в целом, демонстрирует остро личную окрашенность и напряженную интимность переживания. По самооценке Б. К., в проповедях его "всюду говорит любовь; поэтому, если кто желает усвоить себе смысл того, что здесь сказано, то пусть полюбит". В своих мистических пропове-дях Б. К. выступает как блестящий стилист, и подобно тому, как основные идеи и терминология его проповедей наложила свой отпечаток на содержание европейской мистики, задав базовую тенденцию ее эволю-ции, так и стиль Б. К. задал стилис-тическую парадигму для всей мисти-ческой теологии, в рамках которой стиль самого Б. К. остается непре-взойденным образцом. Его построение текста организовано фактичес-ки по постмодернисткому принципу конструкции, где каждая фраза являет собой изящный коллаж скрытых и явных цитат, пересекаю-щихся ассоциативных рядов с завер-шающим благозвучным кадансом (только тезаурус цитируемых источ-ников сужен до Священного Писания), а целое характеризуется од-новременно страстным пафосом и возвышенной трепетностью. Усвое-ние этого стиля западно-христиан-ской мистикой задает особый вектор в европейской культуре, обнаружи-вающий свое влияние не только в духовной традиции, но и в светской поэзии (классический пример — южнофранцузская куртуазная поэзия, лирика трубадуров). За заслуги перед католической церковью Б. К. был причислен к лику святых (1174), цистерцианский монашеский орден уже в 12 в. носит имя бернардин- ского, два перевала в швейцарских Альпах, многократно пересекавшиеся им во время его дипломатический путешествий, названы его именем: Большой и Малый Сен-Бернар.
Культура ставит иногда и неожидан-ные памятники;так и применительно к Б. К.: от названия альпийских перевалов имя "сен-бернар" перешло к породе собак, спасавших людей из-под снежных лавин на этих перевалах.

М. А. Можейко

БЕРНХЭМ (Burnham) Джеймс (1905—1987) — американский социолог и историк гуманитарного знания, сформулировавший теорию "революции управляющих" (одно-именная книга "The Managerial Revolution: What is Happining in the World", 1941). Другие сочинения: "Сдерживание или освобождение?" (1953), "Самоубийство Запада" (1964), "Война, в которую мы вовлечены" (1967), "Грядущее поражение ком-мунизма" (1968) и др. Б. полагал, что именно "новый господствующий класс" Запада (высшие инженеры, администраторы-менеджеры и ин- теллектуалы-гуманитарии), осуще-ствляющий управленческие функ-ции и при этом лишенный владения собственностью, способен в будущем обеспечить успешную реализацию как экономического, так и полити-ческого руководства в интересах всего общества. Теоретическая реконструкция Б. совокупных характеристик "нового правящего класса" оказала значимое воздействие на оценку перспектив возможной институализа- ции тоталитарных структур в границах постиндустриального общества (см. Оруэлл). Была прояснена потен-циальная значимость вертикальной системы организации власти (даже в большей степени, нежели нерав-номерного распределения частной собственности) для приобретения со-циумом формы общественной пира-миды с минимизированными обратными связями и реальным бесправием подавляющего большинства людей.

А. А. Грицанов

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850—1932) — теоретик и деятель европейского социал-демократиче- ского движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881—1890 редактировал цент-ральный печатный орган социал- демократической партии газету "Со-циал-демократ". С 1902 входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В 1917 вместе с Каутским участвовал в создании "Неза-висимой социал-демократической партии". Принимал активное участие в деятельности II Интернационала.

Автор ряда работ по теории и истории социалистического движения. Основные сочинения: "Проблемы со-циализма" (серия статей, 1896—

, "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899), "Очерки по истории и теории социа-лизма. Сборник статей" (1890—

, "В защиту свободы науки. Сборник статей" (1898—1899), "Воз-можен ли научный социализм?" (1901), "Социализм" (1922) и др. В конце 19 в. Б. поставил вопрос о статусе и действенности марксист-ского социализма в новой историчес-кой ситуации. Б. призвал отказаться от революционного толкования ма-териалистической диалектики, ут- верждая, что основной принцип со-циального развития, особенно сложных систем, — эволюционный. Счи-тал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразо-вание экономических,политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно пре-рвать эту постепенность чревата кризисом или катастрофой. По мне-нию Б., процесс концентрации про-изводства в промышленности за-медляется, а в сельском хозяйстве практически не происходит, монопо-лии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению глобальных экономических кризисов, развитие акционерных компаний ведет к "де-мократизации капитала", так как распространение акций является средством для совладения собствен-ностью для широких слоев населения. Б. пытался доказать, что собст-венность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса, при котором класс капита-листов постепенно вытесняется ад-министративной стратой, интересы которой совпадают с интересами боль-шинства общества. В вопросе собст-венности Б. придерживался мнения, что "коллективная собственность" разовьется не вследствие насильственного уничтожения капиталистической собственности, а через постепен-ное обобществление, под которым Б. понимал создание "общественных и товарищеских предприятий", осно-ванных на кооперативных началах. Допускал возможность при социализме частной собственности на мел-кие и средние предприятия, но ис-ходной формой социалистических общественных отношений считал коо-перацию, кооперативную собствен-ность, а не огосударствление средств производства и так называемое об-щественное присвоение, которое "имело бы последствием безгранич-ную трату производительных сил, бессмысленную экспериментацию и бесцельное насилие...". Б. одним из первых среди социалистов поставил вопрос о саморазвитии и приспособ-ляемости капитализма, результатом которых является изменение содер-жания классовой борьбы (затухание и поиск социальных компромиссов), демократизация форм капиталистической собственности и государства, сохранение мелких и средних пред-приятий, повышение и выравнива-ние жизненного уровня различных социальных слоев и групп, большая доступность образования, возмож-ность создания на производстве са-моуправленческих структур и т. д. В развитии демократии Б. видел не только средство, но и цель, сущность социализма. Отсюда вытекали, по мнению Б., и следующие задачи со-циал-демократии: постепенная со-циализация частной собственности, демократизация общественных ин-ститутов, так как партия не может уповать на грядущий всеобщий кризис капитализма, ибо экономическое развитие свидетельствует о стабили-зации капиталистического хозяйства. Новые социально-экономические реалии, утверждал Б., опровергли тезис Маркса и Энгельса о политиче-ской революции как единственно действенном средстве преобразования капиталистического общества и диктатуре пролетариата как необ-ходимом и достаточном средстве пе-реустройства экономики на социали-стических принципах. Эти реалии, по Б., свидетельствуют о том, что движение к социализму возможно только реформаторским путем. Отсюда и знаменитый, столь часто критикуемый в прошлом революци-онными марксистами лозунг "конечная цель — ничто, движение — все", в содержание которого сам Б. вкла-дывал следующее: чтобы прийти к "конечной цели" — к социализму, необходимо иметь ряд соответствующих предпосылок (рабочий класс должен созреть до своей эмансипа-ции), которые создаются лишь в про-цессе "движения". Поэтому, по Б., марксистское понимание социализ-ма, в котором политическое и эконо-мическое освобождение пролетариата осуществляется исключительно в ходе революционного захвата власти, является лишь абстрактной, ли-шенной конкретно-исторического содержания схемой. Эти мысли были продолжены Б. в работе "Возможен ли научный социализм?", где было показано, что рассмотрение со-циализма как цели и неизбежного результата общественного развития за рамками социалистической доктрины и социалистического движения бессмысленно, так как социальные науки (в частности, социология) не в состоянии с достоверностью естественнонаучного знания обосно-вать, что общественный строй, за ус-тановление которого борются социал-демократы, наступит при любых условиях и обстоятельствах. Социализм, являясь учением о будущем обществе, в силу этого не поддается строго научному исследованию и до-казательству, ибо основа всякой дей-ствительной науки — опыт, которого социалистическая доктрина не имеет: "...поэтому термину "научный социализм" я предпочел бы другое понятие, которое могло бы доста-точно ясно выразить ту мысль, что социализм зиждется на основах научного познания, признает науку своим конститутивным элементом, но при этом не претендует на статус научного знания, близкого к созданию завершенной системы представ-лений о социализме". Взгляды Б. на теоретические проблемы социализма, на перспективы социалистического движения критиковались радикаль-ным крылом этого движения — рево-люционными социалистами (Ленин, Плеханов, Ф. Меринг, Р. Люксембург и др.), в среде которых ревизия Б. отдельных положений Маркса и Энгельса была воспринята как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа — как альтернативная не только идеям марксистского социализма, но и со-циализма вообще. У Б. было много последователей, прежде всего среди германской социал-демократии, во Франции — мильеранисты, в Рос-сии — "легальные марксисты" (Струве), "экономисты" (С. Прокопович, Е. Кускова). В современном социал- демократическом движении существует немало сторонников Б., он считается классиком современного социализма на Западе, положившим начало размежеванию реалистической и утопической традиции в соци-алистической теории. Его идеи легли в основу концепции "демократического социализма" — наиболее распро-страненной теории социалистического реформаторства. (См. "Демократический социализм".)

Е. М. Прилепко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме клас-сик европейского мистицизма:

  1. Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995 года «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных»
  2. Умеренный МИСТИЦИЗМ Сен-Викторскои школы
  3. 43. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
  4. Глава ХV. Решение европейской проблемы
  5. Чем же болеет Европейский платежный союз?
  6. 18.2. Основные европейские институты
  7. 28. Представительство в Европейском суде
  8. 28. Представительство в Европейском суде
  9. 2. Представительство в Европейском суде
  10. Европейское сообщество необходимо
  11. Европейский союз
  12. РАЗДЕЛ 2.ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII века
  13. 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМ
  14. Успехи Европейского платежного союза (ЕПС)
  15. Европейский клиринг экономики вооружения.
  16. Краеугольный камень европейской экономики
  17. 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека