<<
>>

КОЭВОЛЮЦИЯ

(со — приставка, обозначающая в ряде языков совме-стность, согласованность; лат. evolu- tio — развертывание) — термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимо-обусловленных изменений элемен-тов, составляющих развивающуюся целостную систему.

Возникнув в би-ологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной ка-тегории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком — когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная из-менчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и кле-точного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отноше-ний служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экоси-стемах "паразит хозяин", "хищник — жертва". Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном со-стоянии, так и ее совершенствова-ние. В природе коэволюционное ста-новление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного от-бора, который из всех возможных трансформаций тех или иных ком-понентов системы оставляет лишь взаимно совместимые.
В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совмест-ного развития биосферы и челове-ческого общества. Концепция К. природы и общества, с которой первым выступил Н. В. Тимофеев-Ре-совский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной био-сферы, избежав при этом двух край-ностей: стремления к полному гос-подству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от приро-ды, взять их у нее — наша задача" — И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" — Руссо). Согласно принципу К., человечество для того, чтобы обеспечить свое бу-дущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объектив-ным требованиям природы.
"Мы столь радикально изменили нашу среду, — утверждал Н. Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек — биосфера" к со-стоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императи-вам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды че-ловеческой деятельности (особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тинбергену, "научное понима-ние нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведе-нии имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке тра-диционных потребительских идеалов и т. д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении челове-ка к природе.

В. С. Вязовкин

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОЭВОЛЮЦИЯ:

  1. КОЭВОЛЮЦИЯ
  2. 3. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа — общество — человек»
  3. НООСФЕРА
  4. НООСФЕРА (греч. nous - разум, sphaira - шар
  5. ЭКОЛОГИЯ (греч. oikos - жилище, местопребывание и logos - учение
  6. 5. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
  7. Тема 34. ТРАКТОВКА ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИЯХ
  8. От автора
  9. СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  10. Тема 20. НООСФЕРА — СФЕРА РАЗУМА
  11. ОГЛАВЛЕНИЕ
  12. СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  13. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  14. СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  15. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  16. СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  17. ИСТОРИЯ
  18. 1. Смысл жизни человека
  19. Тема 23. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОМОБМЕНЕ?