<<
>>

КОЛЛАЖ


— способ организации целого посредством конъюнктивного соединения разнородных частей, статус которого может быть оценен: 1) в модернизме — в качестве частного приема художественной техники; 2) в постмодернистской философии — в качестве универсального принципа организации культурного пространства.
Идея коллажности ге- 492 Коллективное бессознательное
нетичееки восходит к античности (классическим примером может слу-жить жанр центона как организа-ции стихотворного текста в качестве мозаики разнородных фрагментов) и средневековью (например, калей- доскопичность матета как музыкаль-ного жанра, пришедшего в своей эволюции к синтезированию элементов литургии и песенного фольклора). В качестве программно артикули-рованного метода художественного творчества конституируется в худо-жественной традиции раннего мо-дернизма. Эволюционирует в своих формах от достаточно мягкой "пре-зумпции маседуана (т. е. винегрета)", статус которой может быть оценен как весьма периферический в общем контексте кубизма ("маседуан — более объект, нежели ряд овощей" у Р. Делоне), — к фундаментализа- ции идеи К. в дадаизме — и, через нее, к конституированию К. в качестве практически универсального художе-ственного метода в неоконструктивизме: "комбинации" Дж. Джонса; "шелкографии" Р. Раушенберга (на-пример, получивший Гран-при на бьеннале 1964 в Венеции "Иссле-дователь", объединяющий в едином семантическом пространстве фраг-менты репродукций Рубенса, техни-ческие документы, газетные фото-графии похорон Кеннеди, результаты орнитологические фотосъемок и т. п.), образцы "кинетического искусства" (синтезирующего в единой конст-рукции механические блоки промы-шленных станков, клавиши музы-кальных инструментов и пишущих машинок и т. п.), "констелляции" как эклектические соединения раз-нородных элементов, способ органи-зации которых носит принципиально случайный характер (авангард "новой волны"). В сюрреализме техника К. получает новое развитие в контексте принципа "чистого психо-логического автоматизма" (принци-пиально внедискурсивный, случайный подбор элементов вербальной конструкции — см. Конструкция, Дискурс). Эволюция К. в контексте модернизма сопровождается углублением и развитием такого фунда-ментального принципа его построе-ния, как принцип разнородности: например, только в рамках дадаизма техника К. исходно оформляется как техника мозаичного комбиниро-вания однопорядковых модулей (апп-ликации из цветной бумаги Г. Арпа), затем обретает формы бриколажа как моделирования конструкций из элементов, относящихся к принци-пиально разнородным сферам пред-метности ("мерцы" К. Швиттерса, организованные как объемные кон-струкции из "несоединимых" меж-ду собой бытовых предметов: от га-зетных полос до дамского белья) и, наконец, конституируется как наложение друг на друга в едином смысловом пространстве альтернативных культурных кодов или смыслов (например, соединение рисунка и тех-нического чертежа в работах "Любовный парад" и "Дитя-карбюратор" Ф. Пикабии или картина М. Дюша- на "2HOOQ", представляющая собой копию "Моны Лизы" с пририсованными усами) либо даже параллель-ных рядов вербальных и невербаль-ных семантических игр ("Святая дева" в виде кляксы у Ф. Пикабии или известный К.
"Почему бы не чихнуть Розе Селави", представляющий собой заполненный мраморными кубиками объем с воткнутым в него термометром, восприятие которого предполагает не только ассоциирование зрителем мрамора с пиленым сахаром, но и коннотативные аспекты понимания им названия произведе-ния, построенного на том обстоя-тельстве, что "Роза Селави" — псевдоним М. Дюшана). В поздних своих версиях К. осмысливается — в предельном заострении идеи бриколаж- ности — как "соединение искусства с не-искусством" (Л. Стейнберг). Фактически, если в рамках кубизма с его общим отторжением идеи деко-ративности ("довольно декоративной живописи и живописной декора-ции" у Ж. Метценже) прием колла- жирования служил цели выражения сущности предмета "не как мы его видим, а как мы его знаем" (П. Пи-кассо), т. е. как потенциально дис-гармоничного (Р. Лебель обозначил подобную установку кубизма как ориентацию на "изнанку живопи-си"), то в контексте дадаизма К. уже выражает идею хаоса как такового: "ничто, ничто, ничто" у Т. Тцары (см. Хаос). В постмодернизме идея К. переосмысливается в контексте презумпций "постмодернистской чув-ствительности" как парадигмальной программы видения мира в качестве принципиально плюрального, хаотизированного и фрагментирован- ного (см. Постмодернистская чувст-вительность). К. обретает статус универсального способа организа-ции текстового и, в целом, культур-ного пространства, специфицируясь в таких семантически сопряженных с понятием "К." концептах, как "ризома" и "лабиринт". Текст интер-претируется в постмодернистской философии как К. культурно-семиоти- ческих кодов (см. Текстовой анализ) или организованная по принципу К. конструкция цитат, игра которых образует полифоническое семанти-ческое пространство (см. Интертекстуальность, Конструкция). В этом контексте феномен коллажности специфицируется постмодернизмом посредством понятия "пастиш", вводящим в семантику К. презумпцию аксиологического равенства значений каждого из элементов К. (см. Пас-тиш). Презумпция коллажности обретает в постмодернизме новый статус в контексте идеи "заката ме- танарраций", программно провоз-глашающей отказ от любых вариантов приоритетности применительно к сфере культуры (см. "Закат мета- нарраций"). В контексте фундамен-тальной для постмодернизма пре-зумпции ацентризма теряют смысл любые аксиологические приоритеты и семантически выделенные области значений (см. Ацентризм, Номадо-логия): постмодернизм задает ориен-тацию на культурный полицентризм во всех его проявлениях (Б. Смарт, Ф. Фехер, А. Хеллер). Так, знамением времени становится для раннего постмодернизма публикация кон-цептуальных статей, посвященных его сущности как феномена культуры, в журнале "Playboy" (Л. Фидлер и др.). В поздней постмодернистской рефлексии принцип плюрализма (практически изоморфный антично-му принципу исономии: не более так, чем иначе) осмысливается в качестве универсального принципа построе-ния культуры (3. Бауман, С. Лаш, Дж. Урри). Презумпция коллажнос-ти проявляется практически во всех феноменах культуры постмодерна: коллажность "свободного языкового стиля", программно допускающего сочетание изысканной литературности и арго, стилевой эклектизм архи-тектурных практик, принцип комби- наторности в моде, культивируемый способ социализации (см. Лего) и др. В современной версии постмодернизма (см. After-postmodernism) К. интерпретируется не как спекуля-тивное соединение в семиотических средах различных по своему онтоло-гическому статусу и значению элементов, но существенно более широко: фактически речь идет об атрибутивной коллажности любых феноменов современной культуры как их авто-хтонной характеристике. Символом эпохи постмодерна становится фото-графия женщины в парандже и с си-гаретой Marlboro (3. Сардар) как принципиально (не по техническому исполнению, но по имманентной сути оригинала) коллажная.
М. Л. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОЛЛАЖ:

  1. Поиски гуру
  2. ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙНА
  3. КОНСТРУКЦИЯ
  4. DEJA-VU (Дежа-вю
  5. ОГЛАВЛЕНИЕ
  6. "МЕРТВОЙ РУКИ" ПРИНЦИП
  7. МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne - новейший, современный
  8. МОДЕРНИЗМ
  9. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  10. РИЗОМА(фр. rhizome - корневище
  11. Тема 14. ПОСТМОДЕРН КАК ТИП СОВРЕМЕННОГО БЫТИЯ
  12. 2. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВАСЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ СИСТЕМА
  13. НАРРАТИВ (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование
  14. РИЗОМА
  15. ДАДАИЗМ