<<
>>

КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

в понятийной системе постмодер-нистской текстологии традиционный тип отношения к тексту, предпола-гающий понимание как основную стратегию интерпретационной про-цедуры. Введено Р.

Бартом в контек-сте концепции "текстового анализа" (см. Текстовой анализ). К. Ч. пред-полагает реконструкцию авторского замысла (см. Автор), якобы репре-зентированного в текстовой семан-тике, которая, соответственно, под-лежит своего рода "декодированию". Последнее осуществляется посредст- вом обращения к культурному теза-урусу кодов, обнаружению одно-од- нозначных соответствий между ис-пользованными в тексте символами и их стабильным значением в данной культурной традиции: К. Ч. "идет от культуры, не порывает с ней" (Р. Барт). Читатель в данном случае выступает как носитель языка и ин-терпретационных стратегий (семи-отических "кодов") соответствующей культуры (см. Анти-психологизм, Смерть субъекта). Процессуальность К. Ч. разрешается, по Р. Барту, по-лучением удовольствия: читатель получает удовлетворение от исчер-пывающего прочтения.
Соответственно этому в контексте К. Ч. текст артикулируется как "текст-удоволь-ствие" (см. Текст-удовольствие). Важнейшей характеристикой К. Ч., таким образом, выступает финальное разрешение направленного на текст желания в акте означивания: "текст- удовольствие — это текст, принося-щий удовлетворение" (Р. Барт). В отличие от этого, постулированная постмодернизмом (и практически культивируемая культурой постмо-дерна) стратегия отношения к тексту предполагает радикально альтерна-тивную интерпретационную про-грамму (см. Интерпретация, Экспе- риментация). В противоположность К. Ч. постмодернистский вариант отношения к тексту конституируется в контексте фундаментального для постмодернизма отказа от пре-зумпции референции (см. "Пустой знак"). В культуре "заката метанар- раций" (см.
Нарратив, "Закат мета- нарраций") процедура изоморфного соотнесения знаковых единиц текста с культурными смыслами оказы-вается невозможной, поскольку последние становятся плюральными, утрачивая стабильность исходного (классического) смысла: фундаментальной характеристикой культуры постмодерна становится то, что в фи-лософской рефлексии обозначается как "кризис значений" (Дж. Уард) или "утрата значений" (М. Готдинер). Названные установки влекут за собой видение текста в качестве прост-ранства процедур деконструкции, открывающих безграничный го-ризонт плюрального означивания (см. Деконструкция, Означивание). К. Ч. не предполагает придания тексту окончательного смысла (т. е. об-ретения им стабильных структуры и центра), но реализуется в беско-нечном плюрализме версий прочте-ния. По словам Р. Барта, "при таком чтении мы пленяемся уже не объемом (в логическом смысле слова) текста, расслаивающегося на мно-жество истин, а сложностью самого акта означивания". В постмодер-нистской версии своей реализации чтение сугубо процессуально и не может быть разрешено в финальном прочтении текста, ибо предполагает не идентификацию элементов озна-чающего с определенными значени-ями культурных семиотических шкал, но — напротив — спонтанный волюнтаризм и вытекающий из него плюрализм декодирования. Вследст-вие этого чтение не только не разре-шается в удовлетворенности обрете-ния смысла, но и не предполагает удовольствия как такового, ибо вы-зывает у читателя "чувство потерян-ности, дискомфорта, ...расшатывает исторические, культурные, психоло-гические устои читателя, его привыч-ные вкусы, ценности, воспоминания, вызывает кризис в его отношениях с языком". Текст в данном случае воспринимается читателем не как "текст-удовольствие", но как "текст- наслаждение" (Р. Барт): пресекая возможность удовлетворительного прочтения, такое видение текста открывает — взамен ему — безгра-ничную перспективу чтения как нон-финального процесса (см. Текст- наслаждение). (См. также Текст- удовольствие, Текст-наслаждение, Эротика текста.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:

  1. ЧТЕНИЕ
  2. ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ
  3. ЧТЕНИЕ
  4. ТЕКСТ-УДОВОЛЬСТВИЕ
  5. ТЕКСТ-НАСЛАЖДЕНИЕ
  6. ЛЕКЦИЯ
  7. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕ
  8. 35. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
  9. 77. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ, ПРИНЯТИЯ И ОДОБРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  10. ТЕКСТ