<<
>>

КОММУНИКАЦИЯ


(лат. communi- catio — сообщение, передача) — смыс-ловой и идеально-содержательный ас-пект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Основная функция К. — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей К. включает как минимум: 1) двух уча-стников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, вы-ражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т. е. то, что побуждает субъектов об-ращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семи-отических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно- знаковую (в частности, художест-венную) К. До начала 20 в. философ-ский интерес к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государ-ства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой фи-лософской К. (проблема диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных обществен-ных сферах, интенсивным развитием средств К. ("взрыв К."). Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественных си-стемах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все больше ос-вобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т. е. структурах свобод-ного общения, где основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и норм. Тема К., интерсубъективности и диалога ста-новится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо со-временных исследований К., стал поворот философской и научной ре-флексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов и логиков (Рассел, Витгенштейн и др.), лингвистов (Соссюр и др.) и семиотиков (Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагмати- ческие правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится прост-ранством, в котором развертываются те или иные языковые формы. Та-кой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отноше-ния к организации К.
За счет став-шего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек — машина" и т. д.). Другим фактором, определяющим значение темы К., стали критика и карди-нальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований именно ка-тегории "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных. При анализе и описании К. необхо-димо различать: 1) К. в широком смысле — как одну из основ чело-веческой жизнедеятельности и мно-гообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно пред-полагающие наличие содержательно- смыслового плана (таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Берном); 2) инфор-мационный обмен в технологически организованных системах — в этой своей ипостаси К. исследуется футу-рологами; 3) мыслекоммуникацию как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально- содержательный план и связанный с определенными ситуациями соци-ального действия; 4) экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. — основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает пони- 496 Коммуникация социокультурная
мание своего бытия, его оснований. К. становится у Ясперса целью и за-дачей философии, а мера коммуни-кативности — критерием оценки и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так, Хабермас, разрабатывая свою теорию комму-никативного действия, рассматривает К. в качестве базового социально-го процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационали-зации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рациона-лизация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление ис-следований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) ме-тодологии. Здесь К. рассматривается как процесс и структура в мыследея-тельности, т. е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и ин-теллектуальными процессами — мышлением, пониманием, рефлек-сией. Эта особенность содержания понятия К. в СМД-методологии под-черкнута специально введенным не-ологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действи-тельность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализаций, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии. (См. также Автокоммуникация, Диалог.)
А. Ю. Бабайцев
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОММУНИКАЦИЯ:

  1. средства коммуникации
  2. Коммуникация и дизайн-процесс
  3. Глава 5. Коммуникация посредством дизайна
  4. 17. Формы коммуникации
  5. РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  6. Десятый Похититель времени:неэффективная коммуникация
  7. Глава 14.Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования
  8. ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВО - КОММУНИКАЦИИ
  9. КОММУНИКАЦИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
  10. КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬ-ТУРНАЯ
  11. Этапы разработки эффективной коммуникации
  12. Секрет 2: Коммуникация - это поток отправлений и получений
  13. 15.4 Формирование расходов бюджета на транспорт и коммуникации
  14. 3.2. Декларация о свободе коммуникации в интернете
  15. Секрет 3: Используйте все пять измерений коммуникации
  16. 3.1. Система стимулирования сбыта как элемент коммуникаций
  17. 3.1. Система стимулирования сбыта как элемент коммуникаций