<<
>>

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬ-ТУРНАЯ

— процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью воспроизведения, хранения и созда-ния различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры.

К. С. служит одним из базовых механизмов культурной ди-намики, обеспечивая саму возмож-ность формирования социальных связей, управления совместной жиз-недеятельностью людей,накопление и трансляцию социального опыта. Общественная стабильность прямо зависит от степени эффективности К. С., поскольку она формирует тип мировоззрения, транслирует соот-ветствующие формы социального поведения, а также способствует эффективному диалогу различных социальных слоев путем воспроиз-водства общезначимых целей и идеалов. К. С., таким образом, является необходимым условием воспроиз-водства конкретного типа общества и присущего ему типа культуры. Не-обходимыми условиями К. С.явля-ются: общий язык участников К. (сходные принципы записи и чтения культурной информации); наличие эффективных каналов передачи ин-формации; знание правил К., соот-ветствующих наличной социальной и ценностной иерархии (конкретно- исторической форме взаимоотношений элитарных, массовых и марги-нальных, национальных, религиозных и др.
культурных пространств). В оп-ределенном смысле каждое социаль-ное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, поскольку оно в любом случае является общест-венно значимым. В качестве культур-ного текста могут выступать риторика политика и истерика душевнобольного, пластика танца и течение уличного шествия, множество оттен-ков речи и столько же оттенков молчания. Любое человеческое движение приводит в действие социальную среду, неизбежно подвергаясь изуче-нию и истолкованию, хотя бы на уровне простейшей эмоциональной реакции прохожих.
Это значит, что само наше существование является естественным средством К. С. как содержащее и выражающее опреде-ленную (часто непредвиденную на-ми) информацию. К. С. может быть классифицирована по различным ос-нованиям: 1) по характеру субъектов К. (межличностная, личностно-груп- повая, межгрупповая, массовая, меж-культурная и др.); 2) по уровням протекания К. (обыденно-бытовая, профессионально-специализирован-ная, адаптационно-пропагандистская — средство трансляции культур-ного опыта с "высших" на "низшие" уровни культурного пространства, радикально-авангардистская — движение инноваций из "подполья" культуры к статусу нового канона и т. п.); 3) по типу социума (тради-ционный, тоталитарный, демокра-тический) и т. д. К. С. присущи сле-дующие функции:а)инновационная (передача информации о новых знаниях, свойствах и признаках окружа-ющего мира, о технологиях и нормах осуществления конкретного вида деятельности, моделях поведения, формах К., обучение потребителя локальному или глобальному соци-альному опыту и т. п.); б) ориента- ционная (сценарии поведения в сложноорганизованном природном и социальном пространстве, способст-вующие включению индивида в систему социальных связей и отношений, формирующие его мировоззренческие, ценностные и практические ориентации); в) стимуляционная (воспроизводство мотивационных оснований социальной активности людей,актуализация в конкретной ситуации соответствующих знаний человека об окружающей действи-тельности и технологиях деятель-ности, а также навыки получения недостающей информации); г) кор-реляционная (уточнение или обнов-ление перечисленных выше видов знаний, ориентаций и стимулов). Поскольку человек существует в культурной среде и является ее про-дуктом, он обречен на постоянное получение потока многообразных "культурных посланий", определя-ющих его восприятие мира на самых разных уровнях — от повседневно- бытового до умозрительно-интеллек-туального, предполагающего под- ключенность к гипертексту мировой культуры. В зависимости от типа соци-ального устройства можно выделить следующие типы К.
С.: 1) авторитар- но-каноническая К. традиционного ("естественно закрытого") общества; 2) динамично-конкурентная "моза-ичная" К. западного ("открытого") общества; 3) догматически-идеоло- гизированная К. тоталитарно-бюро-кратического ("искусственно закры-того") общества. В первом случае стабильности общества, основанной на традиционных формах социаль-ной практики и жесткой социально- ролевой иерархии, соответствует авторитарный тип К. С., ориентированный на постоянное воспроизводство ключевых установок архаичного сознания. К. С. традиционного об-щества работает по принципу кольце-вого самоцитирования, поддерживая целостность наличного мифологического пространства и защищая его от любых внешних воздействий, спо-собных нарушить цельность канона. Традиционная культура занята не расширением своего пространства и освоением новых возможностей, а производством очередных истолко-ваний-комментариев классических текстов. Принципиальная культур-ная инновация для такой культуры возможна только как внешнее втор-жение или интервенция "чужих" культурных образцов в результате взаимодействия культур (от торговых контактов до военной агрессии). Во втором случае К. С. отражает присущие обществу западного типа ориентации на динамичный процесс расширенного воспроизводства наличного типа социальных отноше-ний. Это означает: а) растущее ус-ложнение социальной структуры, появление новых форм занятости и жизненных укладов, т. е. рост субкультур; б) построение системы промышленного производства куль-турных образцов или "культурного конвейера" массового общества; в) как следствие — принципиальную антиавторитарность культурного пространства, предпочтение "верти-кальным" ценностным отношениям ("высокое" искусство — "низкое" ис-кусство) "горизонтальных" (равно-правие культурных продуктов в кон-курентной борьбе за потребителя). К. С. в тоталитарном обществе за-крытого типа, может быть по праву отнесена к "культурным аномалиям". Тоталитарная культура одновременно и избыточно информативна (заполняя собой все доступное инфор-мационное пространство), и предельно мифологична (подменяя информа-цию идеологическими мифами).
Фраг- менты достоверных сведений частного плана, связанные с конкретными сферами человеческой деятельно^ сти, существуют в тени Большого Мифа. Человек тоталитарного общества охвачен иллюзией полной ин-формированности. Все выходящее за рамки усвоенных шаблонов автома-тически расценивается как "клевета и провокация". Тоталитарная культура разрушает исторически сло-жившиеся формы культурной дина-мики, формирования и трансляции новых культурных образцов, подменяя их фантомным псевдоинформа-ционным пространством "идеологически выдержанной" коллективной галлюцинации, что неизбежно ведет к культурному кризису. Преодоле-ние его предполагает не только оформление новых ценностных ори-ентации и воплощающих их куль-турных образцов, но и воссоздание на новом уровне естественных ("нор-мальных") для данной культуры ме-ханизмов культуротворчества, сво-бодных от любых форм культурной цензуры и информационной агрессии. Одна из наиболее значительных для культурной динамики форм К. С. — взаимодействие или диалог культур. Разнообразие языков культуры, а следовательно, и их смыс-ловой насыщенности, усложняют поиск оптимального средства К. С., делая проблематичной их "перево- димость" (возможность передачи оригинального смысла средствами иных языков — иной культуры или иного уровня этой же культуры). В то же время при К. (обмене знаками) неизбежно присутствует оп-ределенная неадекватность пони-мания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т. п.). Полу-чатель культурного текста всегда об-ладает набором предварительных "фоновых" ожиданий по поводу его содержания и интерпретирует текст в соответствии с этим представ-лением. Субъективность адресата встречается с субъективностью автора на территории упорядоченного набора культурных знаков. Сама природа К. как диалога нетождественных друг другу персонажей (иначе она была бы просто излишней) несет в себе неизбежность непони-мания и ложной интерпретации. В то же время искажение смысла в процессе оформления и чтения культурных текстов служит важным фактором, обеспечивающим изменчивость и подвижность язы-ков культуры. Наряду с развитием уже существующих форм К. С. (введение новых актуальных знаков и значений, историческая и ге-ографическая динамика языков, их взаимопроникновение, очистка от архаизмов и т. п.)человечество постоянно находится в поис-ках новых, еще более совершенных форм хранения и передачи соци-альной информации. "Всемирная паутина" Интернета — один из шагов в этом направлении. Чем сложнее общество, тем значительнее диф-ференциация присущих ему ценнос-тей и соответственно — К. С.

М. Р. Жбанков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬ-ТУРНАЯ:

  1. средства коммуникации
  2. Коммуникация и дизайн-процесс
  3. Глава 5. Коммуникация посредством дизайна
  4. 17. Формы коммуникации
  5. КОММУНИКАЦИЯ
  6. РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  7. Десятый Похититель времени:неэффективная коммуникация
  8. Глава 14.Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования
  9. ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВО - КОММУНИКАЦИИ
  10. КОММУНИКАЦИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
  11. Этапы разработки эффективной коммуникации